В Великий четверг митрополит Георгий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода

Текст Татьяны Гариной. Фото Александра Чурбанова

2 мая, в Великий четверг, в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин омовения ног.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Василий Спирин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики Нижегородской епархии.

На богослужении вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии, воспитанницы Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) и воспитанники православных гимназий Нижегородской епархии.

За литургией правящий архиерей вручил священнослужителям патриаршие награды. Во внимание к усердным трудам во славу Святой Матери Церкви ко дню Святой Пасхи иерей Владимир Сергеев, иерей Николай Сорокин, иерей Давид Покровский удостоены права ношения палицы.

По сугубой ектении вознесли молитву о Святой Руси.

После Божественной литургии митрополит Георгий по традиции Православной Церкви совершил чин омовения ног. По образу Христа, омывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной вечерей, правящий архиерей омыл ноги 12 сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и служения народу Божию.

По окончании богослужения управляющий Нижегородской епархией обратился к верующим с архипастырским словом: «Всех поздравляю с Великим четвертком, причастников – с принятием Святых Христовых Таин. В этот благословенный день мы сугубо отмечаем память установления таинства Святой Евхаристии, когда за трапезой Господь наш Иисус Христос, благословив хлеб и преподав его ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:26-28). Люди Ветхого Завета не имели церковных таинств. Но именно через церковные таинства людям в Новом Завете преподается особая благодать Духа Святаго. С причастием неразрывно связано таинство Исповеди, когда мы каемся в своих грехах. Очистив свой сосуд души, мы приобщаемся тела и крови Христовой. Мы с вами, приобщаясь тела и крови Христовой, освящаемся. Попытаемся же эту святыню у себя сохранить как можно дольше! Греховные мысли, слова и дела могут разрушить эту святыню, поэтому мы должны оставить свои грехи, идти по пути благочестия и святости. Как мы грешим? Обижаем других людей. Между тем Господь людям заповедовал любовь. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин 13:35). Вот на этой трапезе, которую мы с вами сегодня вспоминаем, Спаситель берет сосуд и начинает омывать ноги Своим ученикам. Они не понимают. Это противоречит привычной картине мира. Он учитель, они – ученики. И им нужно служить учителю и омывать Ему ноги. Господь своим поступком говорит нам: «Люди, не превозноситесь друг над другом, научитесь служить друг другу». Если Господь нам умыл ноги, так нам ли не послужить друг другу?

Справка:

В Великий четверг Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками-апостолами, на которой Христос установил главное таинство христианской веры — Евхаристию — и омыл ноги ученикам.

Евангельским основанием чина омовения ног, также совершаемого в Великий четверг, служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив омовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20).

В воспоминание этого события на литургии Великого четверга после заамвонной молитвы в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается чин омовения ног. Архиерей омывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на Тайную вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

Чин омовения ног возник в Иерусалиме в VI—VII веках. Не позднее VIII века он перешел и в практику Константинополя. При этом, в отличие от Иерусалима, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга.

В практике Русской Православной Церкви в XX веке обряд вышел из обязательного использования (совершался лишь в отдельных епархиях). В 2009 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 16 апреля, в Великий четверг, по окончании литургии в Богоявленском соборе в Москве впервые в новейшей истории Русской Церкви совершил чин омовения ног.

В Великий Четверг происходит заготовление Святых Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре. Из нее священники в течение всего года берут Святые Дары и, переложив в меньший ковчежец — дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может прийти на причащение в храм.

Вечером Великого Четверга совершается утреня Великой пятницы. Главная особенность этого богослужения – чтение так называемых 12 Евангелий, то есть 12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых. Прощальная беседа Христа с учениками, скорбное моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание в руки воинов, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода, — обо всем этом слышат собравшиеся в храме скорбное евангельское повествование.

По материалам сайта Нижегородской митрополии