Текст Ольги Солнышкиной. Фото Глеба Пушменкова
25 января, в субботу по Богоявлении, день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235), в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Арзамаса была совершена Божественная литургия. Богослужение в Спасо-Преображенском соборе обители возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Его Высокопреосвященству сослужили викарий Нижегородской епархии, благочинный Арзамаса епископ Дальнеконстантиновский Филарет, игумены монастырей и другие клирики епархии.
В храме вместе с паломниками и прихожанами молились монашествующая братия, настоятельницы с сестрами женских монастырей Нижегородской епархии.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением протодиакона Антония Молева.
27 декабря Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании назначил игумена Вассиана (Бирагова) игуменом Спасо-Преображенского монастыря Арзамаса (журнал №166). В ходе нынешнего богослужения митрополит Георгий возвел его на эту должность.
По окончании литургии было совершено славление мученице Татиане.
Затем глава Нижегородской митрополии представил насельникам монастыря, духовенству и прихожанам нового настоятеля монастыря, вручил ему игуменский посох, поздравил с назначением и пожелал помощи в трудах.
В ответном слове игумен Вассиан поблагодарил за добрые слова и отметил, что будет усердно трудиться на арзамасской земле во благо Матери-Церкви.
После этого управляющий епархией обратился к собравшимся в храме со святительским словом: «Сегодня особый исторический день для Богоспасаемого града Арзамаса. Сегодня сугубая духовная радость для Спасо-Преображенской мужской обители и всей братии во Христе. Это святое место существует почти 500 лет, и за это время здесь подвизалось большое количество подвижников благочестия. Ныне Церковь Небесная торжествует. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решением Священного Синода назначен новый настоятель этого святого монастыря — игумен Вассиан. Мы видим, как преображается этот монастырь внешне. Господь по молитвам Царицы Небесной возрождает эту святую обитель. Созидать братство — это тяжелый труд. Дорогой брат, игумен Вассиан! Желаю Вам и братии строго соблюдать монашеский устав и с помощью Божьей переносить все искушения. Пусть два крыла монашеской добродетели — молитва и смирение будут неизменно пребывать в этом месте».
Справка:
Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года. В 1578 году государь Иоанн Грозный отписал город Арзамас в удел своему сыну Феодору, который был набожен и уделял много внимания устроению монастырской жизни.
Долгие годы монастырь был деревянный, построенный по древним традициям русского деревянного зодчества. Спасо-Преображенский соборный храм, построенный еще в XVI веке, первоначально тоже был деревянным. Он находился в северо-западной части обители, на самом высоком месте. Вокруг алтаря собора располагалось монастырское кладбище.
В XVII веке обитель развивалась, взамен деревянных возводились каменные храмы и хозяйственные здания. В камне Спасо-Преображенский собор начали строить в 1638 году, это древнейшая и самая первая каменная церковь Арзамаса.
К его постройке приступили при игумене Ионе. Но в том же 1638 году он был переведен в Ново-Спасский монастырь, и строительство завершилось при его преемнике игумене Корнилии. Собор был освящен не позже 1643 года.
Однако, первоначальный вид каменного собора сильно изменился в XVIII столетии, когда к объему храма была пристроена обширная трапезная с сильно развитым крыльцом и папертью. Были растесаны старинные окна и одеты характерными для XVIII века наличниками, резко отличающимися по стилю от сохранившихся в алтарной части форм ранних оконных проемов. Были разобраны крыльца. Конструкция кровли также была сильно изменена: килевидные кокошники, которыми ранее завершалось здание, заменили на четырехскатную кровлю.
В Преображенском соборе освятили три престола. Центральный – в честь праздника Преображения Господня. Описание монастыря конца XIX века говорит, что в церкви Преображения «два придела: с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя преподобной Марии Магдалины». Однако, в описи 1763 года упомянут один из приделов Преображенского собора: «…предел во имя преподобного Варлаама Хутынского».
После революции здание собора было опечатано. 16 марта 1919 года община верующих при Спасском монастыре заключила договор с Арзамасским Совдепом о передаче им двух церквей, в том числе и Преображенского собора. Несмотря на официальное разрешение властей, через полтора года исполнитель судебных решений Каменев по поручению Арзамасского Бюро юстиции объявил о ликвидации Спасского монастыря и опечатал его храмы.
После заявлений и ходатайств общины в 1921 году ей все-таки оставили две церкви: Преображенский собор и церковь Рождества Богородицы, но вскоре собор был отобран у верующих. Это произошло не позднее 1924 года, так как в этом году был заключен новый договор на пользование уже только одной церковью – Рождества Пресвятой Богородицы. Спасский собор поначалу был занят военными складами 51-го полка (с сентября 1925 года), а к 1928 году – Уездным архивом.
Обитель начала возрождаться в 2004 году. Весной 2015 года Спасо-Преображенский собор был возвращен Русской Православной Церкви. В 2016 году были отремонтированы кровля и фасад Спасо-Преображенского собора, храм Рождества Богородицы был возведен под крышу; также начались работы по строительству разрушенной монастырской колокольни и был осуществлен ремонт в здании братского корпуса, отданного монастырю в декабре 2015 года.
С апреля 2019 года начался новый этап реставрации Спасо-Преображенского собора. В течение 2020 года в главном храме обители было проведено отопление, в трапезной части восстановлена живопись, в 2023 году восстановление стенописи было завершено. Реставрировали стенопись и воссоздавали утраченные композиции Преображенского собора мастера объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия».
Живопись, декор и орнаменты интерьера выполнены в стиле Арзамасской Ступинской академической школы. Часть фресок являются копиями гравюр немецкого художника и графика Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда.
Живопись храма в значительной мере была утрачена, но реставраторы не ставили задачи написать что-то заново, они старались сохранить авторскую работу. На всех площадях собора удалось сохранить порядка 70 процентов авторской живописи. Остальные фрески пришлось написать заново, так как стенопись была утрачена до кирпичной кладки. Но новые изображения — сюжеты, колористическая гамма — ориентированы на авторскую живопись.
В ходе реставрации Спасо-Преображенского собора, которую проводила Ярославская художественная мастерская «Реставратор», под металлическим окрытием малых куполов были обнаружены каменные (из кирпича) главки XVII века. Именно такие храм имел изначально. В ходе последующих реставрационных работ главы одной из самых древних церквей Арзамаса приобрели изначальный вид. По кирпичной кладке были восстановлены деревянные журавцы обшитные сплошным настилом, по которому выполнено металлическое покрытие.
Главный купол был изначально деревянным, с деревянными журавцами и, вероятно, был покрыт лемехом. Внутри главного купола реставраторами тоже была сделана интересная находка. Они обнаружили старинную деревянную лестницу для ремонтных работ внутри купола. Она представляет из себя длинную доску с прорезями.
На северном и южном фасадах храма при реставрации штукатурного слоя были найдены фрагменты изначальной кирпичной кладки заложенных и переделанных оконных проемов XVII века. Эти фрагменты расчищены, укреплены и оставлены для всеобщего обозрения.
Работы по восстановлению Спасо-Преображенского собора велись в рамках развития паломническо–туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров».