Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2022 года)

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2022 года)

22 декабря 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы и братья, матушки игумении!

Рад приветствовать всех вас в кафедральном храме Христа Спасителя. Согласно устоявшейся традиции, мы собрались в преддверии гражданского новолетия, чтобы подвести некоторые итоги церковной жизни в уходящем году и подумать о том, в каких направлениях нам следует продолжать нашу работу. Я также предложу вам свои размышления о ситуации, в которой находится наше общество и наша страна. А ситуация, как вы знаете, очень и очень непростая. Затем, как я уже ранее сказал, нам будут представлены несколько докладов о текущей жизни Московской епархии, после чего буду рад услышать всех тех, кто желает выступить здесь со своими идеями, предложениями, замечаниями, комментариями и так далее.

Пользуясь имеющейся возможностью, хочу обратить ко всем вам, Преосвященные архипастыри и Московской епархии, и Московской митрополии, досточтимые отцы благочинные, настоятели и клирики приходов, наместники и игумении монастырей, а через вас и ко всем благочестивым мирянам, монахам и монахиням вверенных вам храмов и обителей — обратить слова благодарности за прилежные труды, за непреклонную верность Церкви и за молитвы обо мне. Да хранит всех вас Отец наш Небесный, да пребудет с вами любовь Его Божественного Сына и благодать Пресвятого Духа по молитвам Пречистой Божией Матери и всех святых, особенно же святых в земле Московской просиявших.

На прошлогоднем епархиальном собрании мы рассуждали о волновавшем тогда многих людей распространении коронавирусной инфекции и связанных с ней явлениях в жизни государства, общества и отдельных людей. В конце января и в феврале уже нынешнего года мы вновь столкнулись с очередным пиком распространения инфекции, количественно превосходящим предыдущие. Но сегодня можно сказать, что коронавирусная инфекция отступила и стала значительно менее опасной, чем ранее. Об этом можно судить по, милостью Божией, значительному сокращению числа тяжело заболевших и умерших, в том числе среди клириков и монашествующих. И, хотя сама по себе болезнь никуда не делась — как вам известно, мне самому довелось переболеть этой болезнью в начале осени этого года, — уже весной тема коронавирусной инфекции перестала быть предметом сильного переживания людей и фактически стала исчезать из нашей информационной повестки дня, не только церковной, но и государственной. Если же говорить о нашей церковной жизни, то в монастырях и храмах специальные ограничения были сняты еще в начале марта, о чем я разослал тогда свое указание.

В период распространения коронавирусной инфекции, как это бывает в кризисные времена, многие люди проявили жертвенность, взаимопомощь, и милосердие. Мы с благодарностью помним о подвиге и добрых делах священнослужителей, врачей, других медицинских работников, добровольцев и всех, кто заботился о нуждающихся и проявлял к ним особое внимание и заботу. Но мы видели и много печальных явлений, таких как взаимное отчуждение людей, обострение эгоизма, сеяние страха и паники, манипулирование общественным мнением и самое горькое — оставление личного участия в богослужении и церковной жизни. Каждый из вас знает, как сократилось количество верующих во время богослужений.

Во многих странах мира борьба с коронавирусной инфекцией послужила поводом к усилению контроля со стороны как государств, так и некоторых корпораций над жизнью человека и общества, в частности, посредством усиленного внедрения цифровых технологий, непрозрачных для подавляющего большинства людей. За два года распространения инфекции усилились социальные и имущественные диспропорции между людьми, в том числе вследствие несправедливого обогащения одних и обнищания других. Стало все более обычным делом навязывание обществам многих стран леворадикальной идеологии, лживых и безнравственных «ценностей», причем все чаще это делается с опорой на принуждающую силу государств. Казалось бы, вследствие ограничения международных путешествий и сотрудничества должно было замедлиться и развитие глобализации. Однако мы видим, что никуда не делась и, судя по всему, даже значительно усилилась идеология глобализма, предполагающая тотальное доминирование отдельных государств и военно-политических союзов над другими странами вместо мирного и уважительного взаимодействия. Глобализм — это своего рода претензия на универсализм без Бога, предполагающая пренебрежение своеобразием, благополучием, свободой и религиозными взглядами большей части народов Земли.

Коронавирусная инфекция и все с ней связанное могли остаться, как многие предполагали, едва ли не наибольшим испытанием, которое довелось пережить человечеству в последние годы. Возможно, так и было бы, если бы люди сделали из случившегося кризиса правильные выводы, отказались от участия в разрушительных процессах, которые происходят в мире, обратились бы к Богу. К сожалению, этого не произошло, и человечество вступило в новый, еще более, на мой взгляд, тяжелый и опасный кризис.

В феврале этого года многие, услышав — по выражению Священного Писания — о войнах и военных слухах (ср. Мф. 24:6), ощутили растерянность, недоумение, страх. Немало людей пребывает во власти таких ощущений и поныне. В этом нет ничего удивительного. Ведь предупреждение Спасителя о том, что «надлежит всему тому быть» часто не воспринимается человеком, долго живущим в мирных обстоятельствах, как относящееся непосредственно к тому времени, в котором он живет, и к нему лично. Увы, многие очень долго не принимали во внимание и то, что относительно недалеко, всего в сотнях и даже десятках километров от наших жилищ шла междоусобная война, развязанная в 2014 году против мирных людей на Донбассе. Эта война была начата теми, кто в Киеве допустил дьявольский мрак в свои сердца и слепо следовал указаниям, направленным на сеяние вражды в среде единого народа Святой Руси, объединенного общей историей, культурой и традициями. Со временем стало в полной мере ясно, что миротворческие усилия России, направленные на прекращение этой войны, последовательно саботировались и властями Украины, и странами Запада, и дальнейшее развитие событий красноречиво свидетельствует об этом. Увы, мирные переговоры эту брань не остановили, напротив — переговорами цинично пользовались по одну сторону противостояния для накопления сил и дальнейших обострений. Более того, стало очевидно, что те, кто разжигал огонь междоусобицы на Украине, стремились, да и сегодня продолжают стремиться распространить его на все страны Русского мира, на всю каноническую территорию нашей Церкви — на Россию, на Белоруссию, на страны Балтии, на Молдову, страны Закавказья и Средней Азии. Следствием этого стало вступление России в длившееся уже долгие 8 лет вооруженное противостояние с целью защиты людей Донбасса от произвола и насилия.

Полагаю важным отметить и следующее: наблюдаемые сегодня нами военные действия являются последствием длительного цивилизационного конфликта. Размышляя об обстоятельствах, с которых этот конфликт начался, мы, помимо прочего, можем заметить в них несомненное религиозное измерение: иррациональную ненависть к исповедующим Православие народам. И если теперь обратиться мысленным взором к прошлому, то нельзя не задать вопрос: а не в этой ли ненависти и причины, по которой вся мощь западной военной машины обрушилась на Югославию в 1999 году? Не в ней ли причины, по которым посредством экономического или политического шантажа, при помощи так называемых цветных революций, последовательно вбивается клин между странами, народы которых являются носителями Православия? Проявлением этой ненависти стали последовательные гонения на Украинскую Православную Церковь, пестование государственной властью Украины расколов, впоследствии, к сожалению, поддержанных Предстоятелями некоторых Поместных Церквей, исполнявшими волю международных кураторов. Источником междоусобной войны на Украине стала злая воля людей, враждебных Кресту Христову, христианской свободе, общему наследию Днепровской купели. Злая воля людей, которые годами и даже десятилетиями взращивали разделения, вражду и ненависть в разделенном политическими границами едином православном народе Святой Руси. Как много ненависти выплеснулось в это время на интернет-страницы, в средства массовой информации, даже в общение между родственниками!

Мы со скорбью сегодня говорим, что нынешняя брань является междоусобной, поскольку вовлекает людей, принадлежащих к единому по своей вере и традициям народу. И как Предстоятель Русской Православной Церкви, паства которой находится по обе стороны линии боевых столкновений, я с глубокой болью воспринимаю происходящее, а наипаче — страдания мирных людей и в России, и на Украине. Однако мы с ясностью должны свидетельствовать, что вина в этом лежит прежде всего на тех, кто поставил своей целью разрушение единства Святой Руси, единства нашего народа и нашей веры.

Размышляя о причинах и последствиях военного конфликта, мы должны обратить свои мысли к воинам. Напутствуя их, мы молимся о них как о людях, которые находятся в условиях смертельной опасности и крайне трудного нравственного выбора. Мы просим Бога о помощи им; молимся о том, чтобы Господь их сохранил от ран, пленения и гибели, а наипаче — от греха: от ожесточения, от причинения зла мирным людям, от бесчеловечного отношения к ближним, от трусости и предательства. Да хранит Господь воинов наших на трудных путях, по которым идут они сегодня с риском для жизни.

Сколь важно, чтобы в условиях военных действий рядом с воинами находились священники, которые молились бы вместе с ними, пастырски их окормляли, наставляли в Евангелии, исповедовали, причащали Святых Христовых Таин! Пусть Владыка и Промыслитель всея твари убережет от всякого зла Своею благодатью всех наших братьев-пастырей, которые самоотверженно, рискуя своей жизнью, разделяют фронтовые опасности вместе с воинами на передовой, оставляя дома свои и семьи, порой немалочисленные. Выражаю им свою особую, глубокую благодарность.

Тех же наших братьев и сестер, кто в эти месяцы принял смерть — воинов и мирных людей — да упокоит Господь во стране живых. Знаем, что среди жертв вооруженного противостояния есть священнослужители и монашествующие Украинской Православной Церкви. Да причтет их Господь с праведными! Мы помним и тех клириков разных епархий, которые встретили свою кончину, совершая пастырское служение среди воинов, в том числе священника нашей, Московской епархии протоиерея Михаила Васильева. Давайте пропоем ему и другим нашим братьям, погибшим в результате этих военных действий, «Вечную память».

Воспомянув клириков, за други душу свою положивших (ср. Ин. 15:13), засвидетельствую, что, независимо от того, будет ли или нет оказываться помощь государством, Церковь не оставила и не оставит их семьи, а также семьи тех священнослужителей, которые — не дай Бог, конечно, — могут пострадать в будущем. А руководству Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, а также Правовому управлению Московской Патриархии поручаю усилить работу по взаимодействию с представителями государства для обеспечения социальными гарантиями воинских священнослужителей и их семьи.

Пользуясь случаем, отвечу на волнующих многих вопрос о том, подлежат ли священнослужители мобилизации в случае объявления таковой. К сожалению, в законодательстве отсрочка от мобилизации для представителей духовенства на сегодняшний день не предусмотрена. При этом святые каноны Церкви строго запрещают священнослужителям вступать на военную службу. Так 83-е правило святых Апостол говорит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся […] да будет извержен из священного чина. Ибо кесарево кесарю и Божие Богу», а 7-е правило IV Вселенского Собора предписывает «вчиненным единожды в клир и монахам не вступать в воинскую службу […]. Дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме». На самом деле, несмотря на пробел в законодательстве, многим в руководстве нашей страны очевидно, что задача духовенства не в том, чтобы участвовать в вооруженных действиях с оружием в руках. В связи с этим, в ходе недавней частичной мобилизации, во взаимодействии с руководством Министерства обороны удалось прийти к временному решению, благодаря которому духовенству была предоставлена отсрочка от мобилизации на все время пребывания в священном сане. Вместе с тем, считаю важным, чтобы данное решение было закреплено. Мною уже дано соответствующее поручение Правовому управлению Московской Патриархии, которое прошу, вместе с двумя уже упомянутыми выше синодальными отделами, вплотную заняться решением этой задачи.

Дорогие участники епархиального собрания! Важно осознать, что переживаемые нами события непосредственно связаны и с весьма серьезными угрозами единству Русской Православной Церкви. Мы с вами молимся на каждой Литургии, чтобы Господь поспешествовал Своим верным чадам, ревнующим о церковном единстве, укреплял их в духе братолюбия и избавлял от бед; чтобы Он ниспроверг замыслы тех, кто в омрачении умов и ожесточении сердец раздирает ризу Господню, то есть Церковь Живого Бога (ср. Молитву о Святой Руси). Убежден, что каждый из вас вкладывает все силы и душу в эту молитву. При этом тем, кто живет в условиях свободного устроения церковной жизни, иногда трудно себе представить, до какой степени способно простираться упомянутое ожесточение сердец, и насколько это тяжело ныне в некоторых странах — оставаться приверженцем единства Церкви. Ненависть к России, ненависть к нашей многовековой духовной общности, которая объявляется «духовным оправданием российского империализма», ненависть к самобытности Православия, отторгающего все попытки «подстроить» наше мировоззрение под стандарты западного секулярно-глобалистического проекта, неистощимые потоки клеветы на Церковь, на Патриарха, на епископов и священнослужителей — все это в изобилии изливается каждый день на многих наших братьев за пределами России через пропаганду в СМИ, через высказывания государственных и общественных деятелей, через заявления лжебратий, которые сами уже оказались в плену у чуждых нашей вере идей и интересов.

Это прямо касается наших епархий и приходов в странах Запада; это особенно затрагивает Прибалтику, в определенной степени — Молдову, но на Украине омрачение умов и ожесточение сердец разрушителей церковного единства достигает максимально возможного уровня. Там оно выражается не просто во враждебных словах и публикациях — там ненависть выливается в прямые гонения: в силовые захваты храмов, в побои, наносимые священнослужителям и мирянам и угрозы их жизни, в массовые обыски и «контрразведывательные мероприятия» в епархиальных управлениях, храмах и монашеских обителях, в возбуждение уголовных дел, в призывы к совершенному запрету деятельности канонической Православной Церкви — теперь уже не только в отдельных районах, но и в государстве в целом на уровне его руководства.

Цена сохранения церковного единства, таким образом, становится весьма высокой для его защитников. Для кого-то эта цена оказалась, увы, слишком высокой, чтобы они смогли ее понести, а кто-то даже проникся риторикой гонителей.

Скорбим об этом, ибо если в Теле Господнем страдает один член, «страдают с ним все члены» (1 Кор. 12:26). Продолжаем молиться за наших братьев во Христе и вместе с ними, чтобы Господь умножил их силы в несении тяжкого креста. Молимся за мир и прекращение всякой брани. Справедливо выступая в защиту единства Святой Матери-Церкви и не оставаясь слепыми к попыткам ее раскола, предпринимаемым, в том числе, внутри церковной ограды, увещевая уклоняющихся вернуться на путь канонической правды, будем избегать всякого поспешного и осудительного слова. Да не исходит оно из наших уст, особенно в переживаемые нами грозные дни! Лучше будем просить Господа, чтобы никому из нас не поколебаться, если для нас настанет день испытаний. Будем помнить слова апостола: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12).

Вы знаете, что Собор Украинской Православной Церкви, состоявшийся в Киеве 27 мая, удалил из ее устава все упоминания о Русской Православной Церкви и о Патриархе, кроме ссылки на грамоту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 1990 года, которая предоставила Украинской Православной Церкви широкие права самоуправления. Во многих храмах Украинской Православной Церкви после этого Собора прекратилось поминовение имени Патриарха, предусмотренное канонами Церкви.

Знаете и то, как ответил на это Священный Синод Русской Православной Церкви в своих постановлениях от 29 мая и 7 июня. Священный Синод засвидетельствовал, что для полноты Русской Православной Церкви статус Украинской Православной Церкви доныне определяется уже упомянутой грамотой Святейшего Патриарха Алексия, выражающей соборное согласие всего епископата, высказанное Архиерейским Собором 25-27 октября 1990 года. Священный Синод подчеркнул, что всякий пересмотр упомянутого статуса возможен только в рамках законной соборной процедуры, предусмотренной Уставом нашей Церкви. Уставом, который был принят в свое время при участии всех украинских архиереев. Синод предупредил, что действия, несогласные с уставом и канонами Церкви, могут привести к новому расколу, и отметил, что решения в Киеве принимались в условиях беспрецедентного давления на архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви со стороны представителей власти, раскольников, экстремистов. Синод выразил поддержку всем членам Украинской Православной Церкви, которые и в этих условиях продолжают считать своим долгом сохранение канонического порядка и соблюдение канонической нормы поминовения за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси. Священный Синод призвал всю полноту церковную к сугубой молитве о сохранении единства, о скорейшем прекращении кровопролития, к оказанию действенной помощи всем, кого коснулась беда.

Всех вас прошу в ваших публичных высказываниях и оценках происходящего ныне на Украине, а также в переписке и в разговорах с клириками Украинской Православной Церкви не выходить за границы того, что определил Священный Синод. Дабы чьи-то неосмотрительные и самоуверенные слова не повредили еще более единству нашей Церкви, не нанесли новых ран тем, кому и без того тяжко, не усугубили страдания наших братьев и сестер во Христе. Бог даст, наступит мир, вернется возможность беспрепятственного общения и свободного соборного обсуждения, тогда и рассудит полнота Церкви, как и что происходило в переживаемые тяжелые времена и как подобает далее поступать архипастырям, дабы право правити слово Христовой истины.

Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри! Размышляя о глубинных причинах и далеко простирающихся последствиях нынешнего вооруженного противостояния, мы должны принимать во внимание, что не все наши соотечественники едины в их понимании, по крайней мере сейчас. Это частично касается и прихожан наших храмов, поскольку наши приходы отражают почти все многообразие нашего общества. Да, многие прихожане активно участвуют в поддержке воинов, но есть среди них и те, кто дистанцируется от решений государства или даже покидает Родину. Все православные люди, какого бы мнения они ни придерживались по политическим вопросам, даже тогда, когда мы с ними по этим вопросам не согласны, остаются нашей паствой. И потому главной задачей пастыря на приходе является, как это было испокон веков, служение Божественной литургии, совершение других таинств и служб, проповедь слова Божия. Возможно, к вам будут обращаться прихожане с просьбой дать оценку нынешней ситуации. Помните, что священник призван в первую очередь быть голосом Церкви. И если он не уверен, что по тому или иному вопросу выражает позицию Церкви, лучше вовсе не говорить, а воздержаться. В любом случае, не вступайте в неподобающие клирикам словопрения, которые легко выливаются в неправедный гнев, а если не находите правильных слов, лучше направьте обращающегося к более опытному пастырю или архипастырю. Вопрошающему можно всегда предложить сосредоточиться на молитве, на делах милосердия и на помощи тем, кто сейчас в этом особенно нуждается.

С особенной же заботой и бережностью призываю вас обращаться к тем, кто приходит со скорбью от потери близких в ходе боевых действий. Таким людям следует в первую очередь предложить вместе помолиться, совершить заупокойное богослужение, ободрить их добрым пастырским словом. Надо помочь скорбящим найти в молитве утешение свыше, которое превосходит все человеческие слова.

Кроме того, напомню, что еще 24 февраля этого года, призвав к сугубой молитве о скорейшем восстановлении мира, я благословил по мере сил оказывать помощь пострадавшим — беженцам и тем, кто остались без крова и средств к существованию.

С благодарностью отмечаю, что многие чада нашей Церкви очень живо откликнулись на этот Патриарший призыв. Об этом свидетельствуют цифры вещевого и денежного общецерковного сбора, которые регулярно публикуются на общецерковном официальном сайте. Как правящий архиерей Московской епархии с отдельными словами благодарности хочу обратиться к духовенству Москвы, к вам, мои дорогие отцы и братья, и через вас — к прихожанам московских храмов и монастырей за деятельное участие в помощи нашим бедствующим братьям и сестрам.

В марте в Москве при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению был создан церковный штаб помощи беженцам. Здесь вынужденным переселенцам выдают продукты, одежду, обувь, предметы быта, средства гигиены, лекарства, оказывают психологическую, духовную, юридическую, социальную помощь, консультируют по вопросам оформления документов, получения пособий, оказывают содействие в размещении, направляют в медицинские учреждения, организуют для беженцев культурно-просветительские мероприятия. За время работы штаба, по состоянию на 1 декабря, сюда поступило 28 650 обращений беженцев.

В развитие этого начинания в конце марта в Москве открыт единый церковный центр по сбору гуманитарной помощи. Сюда поступает гуманитарная помощь из храмов и монастырей Москвы и Московской области. По подсчетам на начало декабря из московского церковного центра приема помощи передали свыше 920 тонн гуманитарной помощи беженцам. Из них более 500 тонн собрали храмы Москвы и Московской области. Часть московских приходов самостоятельно отправляют помощь беженцам в регионы России и пострадавшим мирным жителям в зону конфликта.

Объем финансовой помощи, собранной в епархиях на территории России, составляет на 15 декабря свыше 463 миллионов рублей.

Помимо сбора материальной и денежной помощи, во многих московских храмах на постоянной основе оказывается духовная, материальная, консультативная юридическая поддержка беженцам. Медицинские работники церковной больницы святителя Алексия, а также московские церковные добровольцы регулярно направляются на Донбасс и в Новороссию для помощи на местах. Знаю, что очень многие люди оказывают помощь в частном порядке или во взаимодействии с общественными организациями: кто-то приютил беженцев, кто-то лично помогает терпящим бедствия, кто-то ободряет унывающих. Да воздаст Господь всякому щедро дающему и в этом веке, и в будущем!

Мы все должны осознавать, что гуманитарный кризис, по-видимому, продлится еще долго, поэтому нам важно не ослабевать в трудах. Обстоятельства времени с особой силой призывают нас к исполнению заповеди Спасителя о любви к ближнему, к милосердию, состраданию и жертвенности.

Знаю также, что многие приходы самостоятельно приняли решение собирать денежную и вещевую помощь тем, кто сейчас находится на фронте, полагает силы, здоровье и саму жизнь за ближних своих, и что это встретило самый горячий отклик среди прихожан. Всячески приветствую и поддерживаю подобные инициативы. Особенную благодарность выражаю священнослужителям Московской епархии, которые трудятся, оказывая духовную поддержку родным и близким военнослужащих и мобилизованных, посещают раненых в госпиталях, напутствуют направляемых на воинскую службу. Большая вам благодарность. С особой пастырской заботой мы должны относиться ко всем этим людям, проявлять любовь, милосердие, доброту и максимально поддерживать во всем, в чем мы можем поддержать.

***

Немного позже я вернусь к размышлениям по поводу ситуации в нашей стране и в мире, но перед тем как продолжить свой доклад, по сложившейся традиции, представлю вам некоторые статистические сведения о Московской епархии и информацию о деятельности Патриарха в уходящем году.

На 1 декабря 2022 года в Москве насчитывалось 1227 храмов и часовен[1], то есть на 9 храмов больше, чем в прошлом году. Число храмов, в которых богослужение совершается не реже одного раза в неделю, увеличилось до 549 — их стало на 8 больше, чем в прошлом году. По программе строительства новых храмов за 12 лет возведены и уже действуют 88 храмов. В 4 храмах завершены строительно-монтажные работы. Строятся 42 храма. Таким образом, уже построены или находятся на разных этапах строительства 134 из 200 запланированных храмов[2]. Это ответ всем тем, кто с большим пессимизмом встретил тогда мой призыв о необходимости построить 200 храмов в городе Москве. Говорили, что храмов достаточно, что денег не хватит, и вообще подвергали сомнению всю эту программу. Но на сегодня есть то, что есть, и я с благодарностью хотел бы отметить всех тех — и священнослужителей, и мирян, жертвователей, благотворителей, — кто активно участвует в возведении новых храмов в городе Москве. Начиная с 2018 года Московская Патриархия стала активно помогать приходам возводимых храмов, субсидируя строительство. Всего за пять лет Московской Патриархией на строительство храмов из собственного бюджета было выделено 4 168 545 881 рубль. Из этой суммы только за 2022 год было выделено 2 233 831 446 рублей.

Вернусь к статистике. В клире Москвы 34 архиерея, 1440 священника и 405 диаконов — всего 1879 клириков, то есть на 38 священнослужителей больше, чем год назад. В этом году мною совершены 37 пресвитерских и 3 диаконские хиротонии. Также 3 пресвитерских и 20 диаконских хиротоний были совершены по моему поручению Преосвященными викариями[3].

Под Патриаршим управлением, как и в прошлом году, действуют 36 ставропигиальных обителей: в том числе 17 мужских монастырей и 19 женских, с 1066 насельниками и 1030 насельницами (включая послушников и послушниц).

Со времени прошлого собрания, к сожалению, скончались 30 московских клириков, а также насельников и насельниц ставропигиальных монастырей. Помянем усопших священнослужителей и монашествующих поименно:

Почивший настоятель Патриаршего подворья в Ишиме

1. епископ Евтихий (Курочкин; †28.11.2022)

Почившие клирики Московской епархии

2. диакон Сергий Зайцев (†25.01.2022)

3. протоиерей Иоанн Холкин (†25.01.2022)

4. иерей Сергий Климов (†17.02.2022)

5. протоиерей Иоанн Фарковец (†06.03.2022)

6. протоиерей Виталий Павлюткин (†10.07.2022)

7. архимандрит Сергий (Рыбко; †12.07.2022)

8. протоиерей Владимир Еремин (†29.09.2022)

9. протоиерей Борис Михайлов (†30.08.2022)

10.  протоиерей Михаил Васильев (†06.11.2022)

11. иерей Евгений Николаев (точная дата смерти неизвестна)

Почившие насельники ставропигиальных мужских монастырей

12. иеромонах Венедикт (Емеличев; †22.12.2021)

13. архимандрит Никита (Пронин; †28.01.2022)

14. монах Игнатий (Волков; †09.02.2022)

15. монах Маркелл (Тодуров; †23.08.2022)

16. послушник Валерий Усачев (†05.09.2022)

17. архидиакон Ювеналий (Крук; †09.11.2022)

Почившие насельницы ставропигиальных женских монастырей

18. монахиня Елисавета (Ковязина; †07.01.2022)

19. монахиня Феогноста (Шанина; †12.01.2022)

20. монахиня Митродора (Гриднева; †02.03.2022)

21. схимонахиня Алексия (Ретунская; †03.04.2022)

22. монахиня Пульхерия (Спиряева; †07.04.2022)

23. схимонахиня Авраамия (Лобанова; †30.05.2022)

24. монахиня Варвара (Пуцилло; †22.08.2022)

25. инокиня Руфина (Хлопцова; †07.10.2022)

26. послушница Елена Клевцова (†09.10.2022)

27. инокиня Фекла (Титова; †04.11.2022)

28. схимонахиня Иувеналия (Грицай; †10.11.2022)

29. монахиня Аркадия (Чумакова; †22.11.2022)

30. монахиня Филарета (Лифанова; †10.12.2022)

Пропоем почившим «Вечную память».

Полагаю необходимым сообщить вам и основные статистические данные, касающиеся Патриаршего служения. В 2022 году мною было совершено 148 богослужений, в том числе было освящено 13 храмов великим чином (из них четыре в Москве) и три малым чином (из них одно в ставропигиальной обители)[4]. В уходящем году я совершил 15 визитов в 12 епархий[5], в том числе посещая Республику Беларусь.

Среди памятных для меня событий этого года назову свои встречи 28 июля и 1 декабря в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве с детьми и молодежью Донбасса, а также с детьми беженцев из Киева. Все, что касается тех мест, для меня особенно тревожно и, откровенно скажу, ранит мое сердце. Да дарует Господь этим детям и всем, кто страдает сегодня, мирную жизнь, которая по милости Божией да наступит как можно скорее.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Фото    Видео

Полную версию доклада можно посмотреть на официальном сайте Московского Патриархата