Доклад иеромонаха Димитрия (Нагорного): «И явлю ему спасение Мое»
Доклад насельника мужского монастыря в честь Оранской Владимирской иконы Божией Матери иеромонаха Димитрия (Нагорного): «И явлю ему спасение Мое» на онлайн-конференции «Древние монашеские традиции в условиях совеременности».
И вывела по тропочке к своим…
Среди наших известнейших священнослужителей было немало ветеранов Великой Отечественной войны, оставивших потомству свои воспоминания о боевом прошлом, о чудесных встречах на дорогах войны. Вот что рассказал о себе наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов).
В молодости он был неверующим человеком. Когда началась Великая Отечественная война, его, офицера, призвали на фронт. На прощание мать дала ему иконку Божией Матери и завещала: «Сынок, когда тебе будет трудно, достань иконку, помолись Богородице — Она тебе поможет!» Материнское напутствие не изгладилось из памяти: согревало, вселяло надежду.
Однажды с группой своих солдат он попал в окружение в лесу, был ранен. С трех сторон — немцы, с четвертой — вязкое болото. Тут-то и вспомнил он материнский наказ. Поотстал немного от своих, достал иконку и, как мог, стал молиться: «Богородица Дева, если Ты есть — помоги!». Помолился и возвращается к своим, а рядом с ними стоит старушка, обращается к ним: «Что, заплутали, сынки? Пойдемте, я вам тропочку покажу!». И вывела всех по тропочке к своим.
Отец Алипий отстал опять и говорит старушке: «Ну, мать, не знаю, как тебя и отблагодарить!» А «старушка» ему отвечает: «А ты Мне еще всю жизнь свою служить будешь!» — и пропала, как будто и не было. Тут-то и вспомнил он прощальное материнское напутствие, тут только и понял он, что это была за «старушка»!
И слова те оказались неложными: действительно, и служил он потом всю жизнь Божией Матери — долгие годы был наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Плач Богородицы
Место, где мы сидели в окопах, казалось каким-то особенным. Словно кто-то помогал нам: немцы атаковали нас превосходящими силами, а мы их отбрасывали, и потери у нас были на удивление небольшими.
А в тот день бой был особенно жестоким. Вся ничейная полоса покрылась телами убитых — и наших, и немцев. Бой стих только к вечеру. Мы занялись, кто, чем в ожидании, когда нам ужин привезут.
Мы осторожно выглянули из окопа. По ничейной полосе в клубах тумана шла женщина в темной и длинной одежде. Она склонялась к земле и громко плакала.
Явление Богородицы немецкому офицеру спасло жизни жителей целой белорусской деревни
Жители деревни Рожковка в сентябре 1942 года едва не повторили судьбу печально известной Хатыни. 22 июня 1941 года — начало одной из самых кровопролитных воин. Неготовую к противостоянию Беларусь быстро оккупировали фашисты. Однако территория, покрытая лесами, деревнями и болотами оказалась идеальной для партизанской борьбы.
Немцы, изведенные длительным партизанским противостоянием, против которого не могли что-либо сделать, решили устранять поддержку партизан, уничтожая деревни. Жертвой такой карательной акции и стала Хатынь, а также 186 белорусских деревень. В сентябре 1942 года деревню Рожковка Каменецкого района немцы так же приговорили к сожжению. Деревня уже была в окружении, жителей согнали в яму для расстрела. Еще немного и приговор был бы приведён в исполнение. Как вдруг на поле приземлился самолет. Немецкий майор попросил остановить казнь на 4 часа. Спустя указанное время загадочный летчик вернулся с помилованием в руках. Несколько часов спустя вся деревня узнала причину своего чудесного спасения.
Как оказалось, во время полета немецкому летчику привиделась Дева Мария в голубом одеянии. Майор, увидев в этом знак свыше, отменил расстрел деревни. А еще спустя время привез написанный им лик Самой Девы Марии. Историю теперь передают по наследству. В память обо всех погибших во время лихолетья на рожковском поле установили памятный знак. А Сама Спасительница теперь на самом почетном месте в сельской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. За 66 лет икона Божьей Матери Рожковская совсем не изменилась. Краски такие же яркие, а желающих поклониться святыне с каждым годом становится все больше.
Бог точно есть!
Вот такое чудо случилось во время ВОВ. Записано со слов Ивана Дмитриевича.
Случилось это давно, во время Великой Отечественной Войны. Немцы заняли железнодорожную станцию, но в рядом стоящую деревню не заходили. Они, конечно же, ее контролировали, но большей частью все силы находились на станции для ее охраны. Ванька уже в свои 14 лет работал с партизанами и занимался тем, что закладывал взрывчатку под составы немецких поездов. Он частенько наведывался на станцию и немцы, даже не подозревали, что этот пацан и есть подрывник, которого они так долго ищут. Ванька помогал разгружать вагоны, и за это ему давали хлебные галеты.
И вот однажды, после очередного задания Ванька возвращался в деревню и случайно набрел на полуразрушенную церковь. Копаясь в обломках, он случайно нашел, как он подумал, красивую картинку в золотистой рамке. С нее на него смотрел пожилой человек преклонного возраста с ясными глазами и строгим взглядом. "Красиво!" - подумал Ванька и, смахнув с нее пыль, засунул ее за пазуху. Не найдя больше ничего подходящего, он направился на выход и тут же увидел немецкий патруль. Ванька вообще-то всегда спокойно реагировал на появление патруля, но в этот момент он почему-то напугался и, сам того не понимая, бросился бежать. Два немецких солдата бросились за ним, крича ему вослед: - Sofort bleibe stehen!, что означало, немедленно остановись! Но Ванька несся во весь дух к лесу, не оглядываясь назад. И вдруг перед самой границей леса появился Потап. Он был деревенский мужик, да к тому же молчун, а тут Ванька увидел его в форме полицая.
А ну стой, гаденыш! - крикнул Потап и вскинул винтовку.
Дядя Потап, это же я Ванька! - крикнул тот в ответ.
Так это ты подкладываешь взрывчатку под поезда? - не опуская оружия, спросил Потап.
Так ты и есть предатель, дядя Потап? Про тебя говорили партизаны? - с удивлением и досадой в голосе крикнул Ванька.
Потап нажал на курок и грянул выстрел. Пуля ударила в грудь. Удар был такой силы, что Ванька отлетел метра на три назад и плашмя рухнул на землю. Тут же подбежали солдаты. Один из них подошел к навзничь лежавшему телу и толкнул его ногой. Тот не шевелился, а изо рта текла кровь. Солдат наклонился и выдернул из Ванькиной руки два куска бикфордова шнура и показал их второму. Второй покачал головой и махнул рукой Потапу, чтобы тот подошел.
- Gut schießt Du! Гуд стреляешь, - похвалил немецкий солдат Потапа, - получишь дополнительную банку тушенки! Очень карашо!
Они убрали оружие и отправились обратно на станцию для доклада о том, что подрывник уничтожен.
Очнулся Ванька оттого, что его лицо облизывал пес, которого он приютил к себе, найдя его на улице полуголодного и больного. Ванька открыл глаза и посмотрел на пса. Тот слегка поскуливал и крутил хвостом от радости за своего хозяина. Ванька попытался встать, но резкая боль в груди заставила его вскрикнуть, и он снова лег на спину. Собрав силы, он повернулся на бок и с трудом превозмогая боль, ему удалось сесть.
«Как же так ?" - подумал Ванька - "я не умер!"
Он сунул руку за пазуху и вытащил икону. Глядя на нее, он не мог поверить в то, что видел!
Святой Николай Чудотворец держал пулю в руке, которую поднял в благословляющем жесте.
Ванька еще раз осмотрел икону. Но она была написана на деревянной доске, которой был уже не один десяток лет. Только сейчас Ванька понял то, что случилось. Он, как и все советские дети не умел молиться, да и не знал, как это делается. Он только помнил, как это делала его бабушка украдкой. Он добрел до леса, прислонил икону к дереву и, склонившись до земли, не обращая внимания на боль в груди, обливаясь слезами, причитал: "Спасибо тебе, дедушка! Спасибо, что спас меня!"
Наконец успокоившись, он лег на траву и, глядя широко раскрытыми глазами на небо, по которому плыли белые облака, подумал: "Бог точно есть! Бабушка все время говорила об этом, а я не верил. А сейчас он спас меня".
Ванька поднялся, засунул икону за пазуху и тут же поймал себя на мысли, что боли в груди не было. Он потрогал себя и действительно - грудь уже не болела. "Чудеса!" - подумал Ванька и пошел в лес к партизанам.
Всю войну Ванька прошел, не оставляя икону нигде ни на минуту. За всю войну он не получил даже царапины, хоть и участвовал порой в самых ожесточенных сражениях и переделках. Сейчас икона стоит у Ивана Дмитриевича в красном углу, и Николай Чудотворец так и держит пулю, выпущенной предательской рукой Потапа. Многие эксперты смотрели на это чудо, но никто никакого объяснения этому так и не смог дать.
Чудо в Киево-Печерской лавре
Когда во время Второй Мировой войны немцы заняли Киев, то немецкий комендант города пожелал посетить всемирно известные пещеры Киево-Печерской Лавры. Для этого нашли экскурсовода – монаха, бывшего насельника этой обители. Осмотр начался с Ближних пещер.
В то время мощи в раках почивали открыто, не под стёклами. Монах-экскурсовод шёл впереди с зажжённой свечой, за ним немцы с электрофонариками. Комендант шёл с наганом в руке. Около раки преподобного Спиридона Просфорника, почившего 800 лет тому назад, он остановился и спросил, из чего сделаны эти мощи. Монах стал объяснять, что это тела людей, своей святой жизнью сподобившихся нетления. Комендант взял свой пистолет за дуло, а рукояткой с силой ударил по руке преподобного Спиридона. Сухая, потемневшая от веков кожа лопнула на запястье, и из раны хлынула кровь (следы трёх засохших потоков её заметны и сейчас на руке преподобного). Комендант в ужасе бежал из пещеры, а за ним и вся его свита.
На следующий день по городскому радио немецкая комендатура объявила, что Киево-Печерская Лавра открывается, и желающие могут поселяться в ней. Подобные объявления появились во всём городе на столбах и заборах.
«ПЕРЕКРЕСТИЛ МЕНЯ И ПРИСТУПИЛ К ОПЕРАЦИИ»
Как святой Лука сохранил ноги раненому лейтенанту
Воспоминания Москалева Дмитрия Александровича, жителя Петрозаводска, о встречах с архиепископом Лукой (В.Ф. Войно-Ясенецким) в годы Великой Отечественной войны.
В одной ночной атаке почти рядом со мной разорвалась мина. Присыпало мерзлой землей, оглушило… Я потерял сознание и очнулся, когда уже начало светать. Ног не чувствую. С помощью местных дедушки и бабушки добрались до их хаты. Еле сняли сапоги. Мои ноги были обморожены. Вечером пришли санитары и отнесли меня в полевой санитарный пункт, а на другой день на машине отправили в сторону Киева.
В киевском госпитале хотели ампутировать ноги по колено. Я не дал согласия на эту операцию. Погрузили в санитарный поезд. Так я прибыл в г. Тамбов.
Месяца два я пролежал в палате. Делали только перевязки. Ноги не заживали. Главный врач госпиталя в беседе со мной рассказала, что в городе есть бывшие врачи, которые много помогают раненым. В частности, в соборе служит опытнейший бывший врач-хирург. Он часто консультировал и даже оперировал больных. «Если я приглашу его для консультации, вы не будете возражать?» Я, конечно, дал согласие.
Буквально на другой день меня повезли в операционную. Пришел уже очень пожилой, небольшого роста, с бородой и в очках, человек в белом халате, а под халатом я заметил черную церковную одежду. Это был протоиерей тамбовской епархии, которого я ранее видел через окно госпиталя, когда он шел в собор на службу. Народ встречал его радостно, крестился, протягивал к нему руки. Он начал осматривать, ощупывать, покалывать чем-то острым мои ноги, расспрашивая подробно меня и врачей. После этого сказал, что может быть гангрена и что нужно делать очистку от омертвевших тканей. Я дал согласие на эту операцию.
На другой день он пришел снова. Перед операцией объяснил мне, что будет срезать омертвевшие ткани без анестезии. «Будет очень больно, придется потерпеть. Можете кричать, но не ругаться: я священник и этого не терплю». Перекрестил меня и приступил к операции. Было очень больно, но я сначала терпел, стиснув зубы. Потом начал кричать и потерял сознание. Больше ничего не помню. Очнулся в палате на своей кровати.
После этого ноги стали быстро заживать. Появилась новая кожа, чаще стали делать перевязки. Улучшилось настроение.
Уже позднее я узнал, что мой спаситель – святой Лука, в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, профессор, духовный писатель, политзаключенный, прошедший тюрьмы, ссылки, пытки, знаменитый врач, талантливый проповедник, порой метавшийся между двумя призваниями.
Кстати, в Петрозаводске, в здании Городской больницы скорой медицинской помощи, есть домовая часовня во имя святого Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). Сюда часто приходят больные поставить свечу, просить помощи в выздоровлении. Бывал там и я.
Прошел медкомиссию. Был признан негодным к военной службе с переосвидетельствованием через шесть месяцев и отправлен домой.
Так я сохранил свои ноги. Сейчас мне уже более 97 лет. Продолжаю участвовать во многих общественных мероприятиях. Мой девиз: «Надо жить, а не доживать».
Удивительные совпадения
Вот лишь только несколько совпадений...
Гитлеровские войска напали на СССР 22 июня 1941 года, когда Православная Церковь отмечала День всех святых, в земле Российской просиявших (это переходящий праздник, он зависит от празднования Пасхи и в 1941 году попал на 22 июня). Возможно, вспомнив православную традицию, в день объявления войны Сталин обратился к народу, сказав не «товарищи», а «братья и сестры».
6 декабря 1941 года, в день памяти великого князя Александра Невского, фашистские войска отвернули от Москвы – это был первый переломный момент в войне.
12 июля 1942 года, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, образовался Сталинградский фронт, Сталинградская битва оказалась переломным моментом в ходе войны.
12 июля 1943 года, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, произошло крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой, окончательно похоронившее гитлеровскую операцию «Цитадель», и началось контрнаступление советских войск на Курской дуге.
4 ноября 1943 года, на празднование Казанской иконы Божией Матери, советскими войсками был взят Киев.
6 мая 1945 года, в день памяти Георгия Победоносца, правительство гросс-адмирала Карла Денница, преемника Гитлера, дало согласие на капитуляцию вермахта и объявило на весь мир о поражении Германии. В этот же самый день православная Россия праздновала Пасху.
9 мая – на Светлой седмице – к возгласам «Христос воскресе!» добавился долгожданный «С днём победы!».
Парад Победы на Красной площади был проведён 24 июня – в День Святой Троицы.
В одной из проповедей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал: «Победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна без особого покровительства Божия». Он привёл данные, согласно которым в войне с нацистской Германией погибло 26 700 тыс. человек, заметив, что «это размеры целой страны, это колоссальное потрясение для народа, основ народной жизни». «Многие специалисты в области военного дела говорили, что враг был настолько хорошо организован, вооружён, настолько превосходил нас по всем возможностям, что наша победа не может восприниматься иначе как чудо».
Как заметил Предстоятель нашей Церкви, чудом можно назвать и неожиданное выправление исторического пути России. В 1914 году в Первую мировую войну вступило христолюбивое русское воинство, которое в 1917 году превратилось в разбойные скопища и шайки. И в 1941 году в Великую Отечественную войну вступила Красная Армия, руководимая богоборческой идеологией. А в 1945 году в Берлин вошла Советская Армия, одетая практически в старую русскую форму и благословляемая Святейшим Патриархом. В Первую мировую войну русские полки вёл в бой Помазанник Божий русский Царь, который в 1917 году был предательски свергнут с престола. Россию захватила тогда клика узурпаторов-богоборцев. А в 1941 году один из этих узурпаторов, волею Божьей ставший вождём государства, призвал на уходящие на фронт советские войска благословение русских святых Александра Невского и Дмитрия Донского. И к 45-му году на Руси был избран свой Патриарх, чего в царской России сделать не успели.
Неисповедимы пути Божьи...
Священники на войне
Сегодня мало кто знает о священниках, находившихся на фронтах Великой Отечественной войны. А ведь почти сорок священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более пятидесяти – «За доблестный труд во время войны», несколько десятков – медалью «Партизану Великой Отечественной войны». А скольких ещё награды обходили стороной?
Архимандрит Леонид (Лобачёв) в начале войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии и стал гвардии старшиной. Дошёл до Праги, был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». После демобилизации снова вернулся к служению в священническом сане и был назначен первым руководителем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме после её открытия в 1948 году.
Многие священнослужители уходили на фронт, отбыв срок в лагерях и ссылках. Вернувшись из заключения, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) дослужился на войне до звания майора. Многие, избежав смерти на фронте, становились священниками после победы. Так, будущий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов), прошедший от Москвы до Берлина и награждённый орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», вспоминал: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь». Посвятить свою жизнь Богу решил и кавалер орденов Славы трёх степеней Борис Крамаренко, после войны став диаконом в храме под Киевом. А бывший пулемётчик Коноплёв, награждённый медалью «За боевые заслуги», стал впоследствии митрополитом Калининским и Кашинским Алексием.
Накажу, но сохраню
Протоиерей Василий Швец в «Чудесах от Казанской иконы Божией Матери» пишет:
«Перед самым началом Великой Отечественной войны (1941 г.) одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме:
1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: "Я не оставлю Россию".
2. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: "Я не оставлю Россию".
3. Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: "Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним". Спаситель сказал: "Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю её. Накажу, но сохраню..."».
Старец, которому было видение, почил в Псково-Печерском монастыре, прожив около ста лет.
Сталинградская битва: Божий Промысл и покровительство Пресвятой Богородицы
Вся смелость советских воинов не смогла бы противостоять немецкой военной машине, которая докатилась до Сталинграда, если бы не помощь Бога.
Эрих Отт, немецкий солдат, писал отцу: «58 дней мы штурмовали один-единственный дом. Напрасно штурмовали. Никто из нас не вернется в Германию, если только не произойдет чудо. А в чудеса я больше не верю. Время перешло на сторону русских».
Из письма немецкого офицера Вальтера Циммермана отцу: «…Нет, отец, Бога не существует, или он есть лишь у вас, в ваших псалмах и молитвах, в проповедях священников и пасторов, в звоне колоколов, в запахе ладана, но в Сталинграде его нет». Вместе с тем именно в Сталинграде произошла встреча с Богом у одного из мудрых отцов нашего времени – архимандрита Кирилла (Павлова), который нашел Евангелие в одном из сталинградских домов и не расставался с ним не только до конца войны, но и до конца своей жизни. Батюшка говорил: «Я шел с Евангелием и не боялся».
Иван Дмитриевич Павлов (будущий архимандрит Кирилл (Павлов))
На пряжках ремней немецких солдат была надпись: «С нами Бог». Они думали, что идут воевать с безбожниками-коммунистами. Так им говорили вожди. Но на самом деле для немецких вождей это был только лозунг, который они использовали, на самом деле идеалы христианства им были чужды. Мартин Борман в письме к гауляйтерам писал о том, что «национал-социализм и христианское мировоззрение несовместимы. Национал-социалисты признают силы природы как «всемогущего» или «Бога» и отвергают персонифицированного Бога». Т. е. речь идет о неоязычестве, и, следовательно, на пряжках речь шла не о Христе. 22–23 сентября 1941 г. на совещании у Мюллера обсуждался вопрос о том, что нужно выступить единым фронтом против церковных организаций. Зверства, которые творили немецкие захватчики на завоеванных советских территориях, очень наглядно показали отсутствие Христа в их жизни. Получается, что по форме – демонстрация веры, а по существу – служба дьяволу.
В то же время в СССР храмы для верующих в большинстве своем были еще закрыты, провозглашалось отсутствие Бога, и с формальной точки зрения немцы, призывавшие своих солдат идти воевать против коммунистов-безбожников, были правы. Безбожная советская власть устроила настоящую охоту на верующих людей. Тысячи новомучеников и исповедников отдали жизнь за Христа, и это было свидетельством настоящей веры, живущей в народе. Народ в большинстве своем не был безбожным. В качестве официальной идеологии транслировалась идея атеизма, а в одежде у многих воинов были зашиты кресты, иконы, 90-й псалом. Получается, что здесь налицо была противоположная, чем у немцев, ситуация: по форме – отказ от веры, а по существу – служба Богу. Старушки крестили уходивших в бой воинов. А у моей бабушки – участницы Сталинградской переправы – с собой на судне был текст 90-го псалма, хранившийся под подушкой, написанный ею собственноручно. И в критический момент жизни, когда она умирала на волжской барже где-то между Сталинградом и Астраханью, к ней приходил святитель Николай, сказал, что она выздоровеет, и бабушка пошла на поправку. Таких чудес на той войне было много (часть из них описана в книге «Чудеса на дорогах войны»).