Доклад иеромонаха Илариона (Мокина): «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя»

Доклад насельника Благовещенского мужского монастыря иеромонаха Илариона (Мокина): «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13) на онлайн-конференции «Древние монашеские традиции в условиях совеременности».

Слайд 2. Перед началом Великой Отечественной войны взаимоотношения Советской власти и русской Православной Церкви развивались как острый конфликт. Исходной точкой, причиной этого являлась идеологическая несовместимость большевистского учения с православной верой, да и, вообще, с религией. В 1932 году в стране была объявлена «безбожная пятилетка», лозунгом которой было «забыть имя Бога» в СССР к 1 мая 1937 года.

В 1937 году была проведена перепись населения, выявившая, что 57 % людей считают себя религиозными. Эти результаты не могли устроить советскую власть, учитывая то, что реальный процент был выше полученного. На духовенство обрушилась волна террора и повсеместного закрытия церквей. Священнослужителей заключали под стражу. Большинство из них были приговорены сразу к расстрелу, умерли в заключении или были сосланы в лагеря.

Слайд 3. Постоянная комиссия по культовым вопросам находила разные причины закрытия приходов и монастырей, в числе которых были «просьбы трудящихся», «улучшение планировки города» и другие. количество действующих храмов на всю страну не превышало нескольких сотен. По планам «Союза воинствующих безбожников» последний храм должен был закрыться в 1943 году.

Слайд 4. К началу Второй мировой войны на всей территории СССР на кафедрах оставалось всего четыре православных архиерея: митрополит Московский Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) – два будущих Патриарха, Слайд 5. архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), управлявший Новгородской и Псковской епархиями, архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский).

Слайд 6. Однако, несмотря на невыносимые условия существования, в первый же день войны Русская Православная Церковь в лице местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) проявила мужество и стойкость, обнаружила способность ободрить и поддержать свой народ в тяжелое военное время. «Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой», – с этими словами митрополит Сергий обратился к прихожанам, собравшимся 22 июня, в воскресный день, в Богоявленском соборе в Москве. Его обращение состоялось на 12 дней раньше обращения к народу Иосифа Сталина. Свою проповедь, в которой он говорил о духовных корнях русского патриотизма, владыка закончил словами, прозвучавшими с пророческой уверенностью: «Господь нам дарует Победу!»

 После литургии, запершись у себя в келье, местоблюститель собственноручно напечатал на машинке текст воззвания к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое моментально было разослано по сохранившимся приходам. В нем говорилось: «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может».

Молебны о победе русского воинства – это одна из важных форм деятельности Русской Православной Церкви в годы войны. Был даже составлен отдельный «Молебен, в нашествии супостатов певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественную войну» – о скорейшей Победе нашего Отечества. Именно он был отслужен в Богоявленском соборе митрополитом Сергием. К Богу была обращена горячая соборная молитва. Владыка произнес тогда свою знаменитую речь: «На морских кораблях иногда подается зычная команда: “Все наверх!” Это значит – кораблю угрожает морская стихия, управление кораблем требует совместной работы всех, кто находится на нем… Нечто подобное, только в неизмеримо большей степени, переживаем и мы сейчас. Родина наша в опасности, и она созывает нас: все в ряды, все на защиту родной земли, ее исторических святынь, ее независимости от чужестранного порабощения».

Всё в этой речи было определяющим и значимым: только совместно народ сможет одолеть лютого врага, участвуя в войне на фронтах, в тылу, на оккупированной территории. В брани должны участвовать все духовные силы, должен быть реализован весь духовный потенциал. А российское воинство, как и прежде, обязано выполнить свой священный долг. 

Слайд 7. Широко известны имена пастырей, молившихся в те дни о даровании победы и вместе со всем народом, ковавших победу русского оружия. Под Ленинградом в поселке Вырица жил известный сегодня на всю Россию старец, иеросхимонах Серафим (Муравьев). В 1941 году ему было 76 лет. Преподобный Серафим Вырицкий возносил прошения за Церковь и народ, Отечество и правительство. Это были горячие молитвы о победе русского оружия и о благоволении правительства к Православной Церкви.

Вот как вспоминала этот подвиг преподобного внучка подвижника: «В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила, и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу... Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг − ведь можно было молиться и в келлии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам. Молился отец Серафим столько, насколько хватало сил − иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка − это был воистину вопль к Богу! Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия».

Слайд 8. Подлинный героизм в годы войны проявило столичное духовенство. Ни на час не покидал Москву настоятель храма сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерей Павел Успенский. При своем храме он организовал настоящий социальный центр. В церкви было установлено круглосуточное дежурство, а в подклети организовано бомбоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях отец Павел создал санитарный пункт, где были носилки, перевязочный материал и все необходимые лекарства.

Другой московский священник, настоятель храма Илии Пророка в Черкизове, протоиерей Павел Цветков устроил при храме приют для детей и стариков. Он лично нес ночные дежурства и в случае необходимости принимал участие в тушении пожаров. Среди своих прихожан отец Павел организовал сбор пожертвований и лома цветных металлов на военные нужды. Всего за годы войны прихожане Ильинской церкви собрали 185 тыс. рублей.

Работа по сбору средств велась и в других храмах. По проверенным данным, за три первых года войны храмы одной только Московской епархии сдали на нужды обороны более 12 млн рублей.

Слайд 9. О деятельности московского духовенства в военный период красноречиво свидетельствуют постановления Моссовета от 19.09.1944 и 03.01.1945 гг. о награждении около 20 московских и тульских священников медалями «За оборону Москвы».

Слайд 10. Признание властью за Церковью ее заслуг в деле защиты Отечества выразилось еще и в официальном разрешении верующим отмечать церковные праздники и в первую очередь Пасху. Впервые во время войны Пасха была открыто отпразднована в 1942 году после завершения боев под Москвой. И конечно, самым ярким свидетельством изменения политики советского руководства по отношению к Церкви стало восстановление Патриаршества и открытие Духовной семинарии для подготовки кадров будущего духовенства.

Слайд 11. К началу Великой Отечественной войны в Ленинградской епархии − одной из крупнейших в стране – к 1941 году уцелели лишь немногие православные храмы, отсутствовали монастыри, духовные учебные заведения.  Общее количество штатных православных священнослужителей в Ленинграде не превышало 25 человек. Ленинградскую епархию в тот период возглавлял известный церковный деятель митрополит Алексий (Симанский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

По предложению митрополита Алексия уже с 23 июня 1941 года приходы Ленинграда начали сбор пожертвований на оборону города. Митрополит поддержал желание верующих пожертвовать на эти цели имевшиеся в храмах сбережения, порой очень значительные. Приходской совет Князь-Владимирского собора предложил на свои средства открыть лазарет для раненых и больных воинов и 8 августа передал на его обустройство 710 тыс. из 714 тыс. имевшихся у общины рублей.

8 сентября сомкнулось кольцо блокады. Начались артиллерийские обстрелы города. От снарядов и бомб пострадали Никольский, Князь-Владимирский соборы, здание бывшей Духовной академии, где тогда размещался госпиталь. Тем не менее, богослужения в действовавших храмах продолжали совершаться ежедневно.

Зима 1941 года оказалась на редкость суровой. В городе почти прекратилась подача электроэнергии, остановился транспорт, многие здания не отапливались. В храмах температура упала до нуля, порой замерзало масло в лампадах, все больше людей умирало от голода.

Слайд 12. Протоиерей Николай Ломакин, давая свидетельские показания на Нюрнбергском процессе, рассказывал, что вокруг Никольской церкви на Большеохтинском кладбище можно было в течение целого дня видеть от 100 до 200 гробов, над которыми совершал отпевание священник. Всем ленинградским священнослужителям, в том числе митрополиту Алексию, приходилось постоянно заниматься этим скорбным делом. Серафимовская кладбищенская церковь в январе-апреле 1942 года и вовсе была закрыта. В нее стали складывать тела умерших.

Слайд 13. На протяжении всей блокады богослужения проходили в переполненных храмах. Воспоминания одного из прихожан: «Служба у нас шла без сокращений и поспешности, много было причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды». Ленинград сражался не только силой оружия, но и молитвой Церкви, силой общего воодушевления. В 1943 году на некоторых богослужениях в Никольском кафедральном соборе присутствовало командование Ленинградского фронта во главе с маршалом Леонидом Говоровым.

Слайд 14. Голодная блокада не щадила и духовенство. Балерина Кировского театра И.В. Дубровицкая писала о своем отце, протоиерее Никольского собора Владимире Дубровицком: «Всю войну не было дня, чтобы отец не пошел в храм. Бывало, качается от голода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь, упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: «Не имею я права слабеть, доченька. Надо идти, дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, ободрить». И шел в свой собор. За всю блокаду, обстрел ли, бомбежка ли, ни одной службы не пропустил».

Слайд 15. Многие священнослужители уже очень немолодые, жили далеко от своих храмов. Например, протоиерей Иоанн Горемыкин, настоятель храма Димитрия Солунского в Коломягах, на восьмом десятке лет каждый день пешком добирался с Петроградской стороны в свой храм. В конце войны обессилившего в блокаду священника везли к службам на финских саночках.

Слайд 16. Первое военное Пасхальное богослужение 1942 года собрало много народа. Оно специально было перенесено на 6 часов утра, и это позволило избежать больших жертв, поскольку именно к Пасхе немцы приурочили особенно яростный налет на Ленинград. Бомбили прицельно, стараясь поразить действующие храмы.

В праздничном послании митрополита Алексия подчеркивалось, что в этот день, 5 апреля 1942 года, исполняется 700 лет со дня разгрома немецких рыцарей в ледовом побоище святым князем Александром Невским – небесным покровителем города на Неве. Пасхальное богослужение собрало много народа, однако меньше, чем в предыдущем году. Каждый третий житель города умер от голода и холода.  Многие верующие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба.

Митрополит Алексий Пасхальное богослужение совершил в Николо-Богоявленском соборе. Хотя с огромным трудом удалось раздобыть и вставить стекла в выбитые окна, в храме было темно и холодно. К празднику прихожане сумели изготовить насколько десятков свечей, но их не хватало. Слабый свет лампад едва рассеивал мрак. В любую минуту мог снова начаться налет. «Но враг не в силах был погасить свет, который горел внутри нас. Мы хранили в себе этот свет, верили в победу», – писал позднее в своих воспоминаниях митрополит Алексий.

Слайд 17. Представители духовенства наравне со всеми жителями несли труды по обороне города, многие входили в группы местной противовоздушной обороны (МПВО). Например, в справке, выданной 17 октября 1943 года архимандриту Владимиру (Кобецу) Василеостровским райжилуправлением говорилось, что он «состоит бойцом группы самозащиты дома, активно участвует во всех мероприятиях обороны Ленинграда, несет дежурства, участвовал в тушении зажигательных бомб». В газетном сообщении о вручении медали «За оборону Ленинграда» протоиерею Михаилу Славнитскому отмечалось, что он состоит в 18 группе самозащиты и несет дежурство по обеспечению общественного порядка в своем доме.

11 октября 1943 года по поручению Президиума Верховного Совета СССР впервые за все годы советской власти 12 ленинградским священнослужителям были вручены правительственные награды – медали «За оборону Ленинграда». Всего же правительственные награды получил 21 ленинградский священнослужитель, в том числе 12 – две медали: «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». 2 февраля 1945 г. на Поместном Соборе митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси.

Слайд 18. Большой подъем вызвало обращение Патриаршего Местоблюстителя Сергия 30 декабря 1942 года с призывом начать сбор средств на танковую колонну имени Димитрия Донского. Уже через 4 месяца была собрана необходимая сумма, превышавшая 8 млн. руб., из которых 1 млн. руб. перечислили верующие Ленинграда.

Слайд 19. Вносились также пожертвования на авиационную эскадрилью имени Александра Невского. О средствах, собранных Ленинградской епархией для Красной армии, митрополит Алексий дважды телеграфировал Сталину. 17 мая 1943 года ответная телеграмма Верховного Главнокомандующего была опубликована в газете «Правда»: «Прошу передать православному духовенству и верующим Ленинградской Епархии, собравшим кроме внесенных ранее 3 млн. 682 тыс. 143 рублей дополнительно 1 млн. 769 тыс. 200 рублей на строительство танковой колонны им. Димитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин»

Активно откликнулись на обращение Патриаршего Местоблюстителя Сергия в городе Горьком. Протоиерей единственной Свято-Троицкой церкви пос. Высоково в городе Горьком, в которой шли богослужения протоиерей Александр (Архангельский) в апреле 1942 года писал Патриаршему Местоблюстителю: «Любовь к Родине, защита ее целостности от врагов была заветом всех православных христиан. Поэтому верующие особенно горячо отнеслись к призыву о помощи на нужды фронта, на нужды и помощь раненым бойцам. Достаточно указать, что нами собрано пожертвований и передано в Фонд обороны свыше двух миллионов рублей. Верующие охотно несли не только деньги, облигации, но и лом серебра, меди и др. вещи, обувь и пр. Было заготовлено и сдано немало валяной и кожаной обуви, шинелей, белья. Был организован особый сбор на подарки для бойцов в день годовщины Красной Армии, давший свыше 30000 рублей».

Слайд 20. Невиданная в истории человечества по своему размаху и ожесточенности война властно требовала и ратного участия. В 1941-1945 годах многие клирики воевали обычными бойцами и командирами.

Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх, был заместителем командира стрелковой роты. Диакон Костромского кафедрального собора Борис Васильев, после войны ставший протоиереем, воевал командиром взвода разведки и дослужился до заместителя командира полковой разведки.

Слайд 21. Немало будущих священнослужителей во время Великой Отечественной были в самом пекле войны. Так, архимандрит Алипий (Воронов) в 1942–1945 годах участвовал во многих боевых операциях в качестве стрелка в составе 4–й танковой армии и закончил свой ратный путь в Берлине.

Слайд 22. Митрополит Калининский и Кашинский Алексей (Коноплев), был награжден медалью «За боевые заслуги» – за то, что, несмотря на тяжелое ранение, не бросил во время боя свой пулемет.

Православные священники активно помогали партизанскому движению на оккупированных фашистами территориях.

Слайд 23. Архимандрит Кирилл, духовник Троице-Сергиевой лавры. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX – начала XXI веков участвовал в обороне Сталинграда. Был дважды ранен. Награжден боевыми орденами и медалями. Великую Отечественную войну закончил в звании лейтенанта в Австрии.

Слайд 24. Летом 1942 года через партизанские подпольные группы духовенству на оккупированных территориях было передано послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия «К верным чадам Русской Православной церкви». В послании звучал призыв оказывать всяческую поддержку подпольной борьбе с врагом: «Пусть ваши местные партизаны будут для вас…предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизанам, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению из фашистского плена».

Священники продемонстрировали удивительное мужество, достойное подражанию. Немцы отвечали на патриотизм православного духовенства нещадной жестокостью. За содействие партизанскому движению более 50 % священнослужителей было расстреляно фашистами.

Отмечу лишь несколько имен.

Слайд 25. Священник Федор Пузанов, был участником 1 мировой войны, отсидел 9 лет в лагере. В 1942 году возвратился к служению лишь во время оккупации и стал настоятелем храма Хохловы Горки, Порховского района Псковской области. Отец Федор снабжал партизан продуктами, был связным и разведчиком. Он спас более 300 мирных граждан от угона в Германию. Воспользовавшись моментом и рискуя собственной жизнью, он совершил героический поступок –  увел людей тайными тропами в партизанский отряд. Отец Федор был награжден медалью «Партизан Отечественной войны» 2 степени.

Слайд 26. Настоятель Свято-Успенской церкви Ивановского района Пинской области Василий Данилович Копычко с первых дней оккупации установил тесные связи с партизанской бригадой имени В. Молотова и стал их связным. Он собирал сведения о противнике, сумел спасти партизанский отряд от карательной экспедиции фашистов, организовал среди населения сбор одежды, обуви и продуктов питания для партизан, сумел даже раздобыть оружие. Фашисты заметили деятельность отца Василия. Они сожгли церковь и дом священника. Его самого вместе с семьей спрятали прихожане и переправили в партизанский отряд. За заслуги перед Родиной протоиерей Василий Копычко был награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «Партизану Великой Отечественной войны» 1 степени, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией».

Еще один отважный священник – протоиерей Александр Федорович Романушко с 1942 по 1944 годы помогал партизанам в Пинском районе. Он совершал отпевания расстрелянных, заживо сожженных и павших на поле боя партизан. А когда ему велели отпеть убитого полицая, отец Александр произнес: «Братья и сестры, я понимаю горе матери и отца убиенного, но не наших молитв заслужил он своей жизнью». После этого он обратился к полицаям, стоящим рядом: «Искупите перед Богом и людьми свою вину! Обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ!» Часть полицаев вместе со священником в тот же день ушла в партизанский отряд. Отец Александр был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.

Немецкая оккупация застала потомственного священника протоиерея Кузьму Раина в Пинском районе Брестской области. Он служил в церкви села Хойно. За каждым богослужением в храме отец Кузьма молился «О стране нашей, властех и воинствах ея…». Это было очень опасно на оккупированных территориях. Здесь действовал циркуляр с требованием произносить «О освобожденной стране Российской и победоносном германском воинстве Господу помолимся». Священник помогал партизанам, по его призыву прихожане собирали вещи для раненых, детей и партизан.

На рассвете 9 октября отец Кузьма был арестован, фашисты повели его на расстрел. Возле церкви он пал на колени и стал усердно молиться. Сколько прошло времени, не помнит, но когда поднялся с колен, возле себя никого не увидел. Перекрестившись, батюшка с молитвой ушел в лес, к партизанам. Позже, узнав, что его жену арестовали и собираются отправить в концлагерь вместе с женами и детьми партизан, отец Кузьма, взяв оружие, вместе с партизанами напал на фашистов и освободил пленников.

Слайд 27. Кроме прочего духовенство поощряло прихожан к самоотверженному труду, вселяло веру в победу над врагом. Священнослужители в своих проповедях разоблачали антихристианскую и античеловечную сущность фашистской идеологии. Горячий отклик в сердцах верующих находили ежедневные молитвы о победе русского оружия. Кроме того, от имени Церкви подвергались осуждению дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами.

Весь период войны продолжался значительный рост религиозного чувства наших сограждан. Тысячи людей со слезами раскаяния обращались к Господу и принимали крещение. Среди людей, умиравших от голода или ранений, было много тех, кто перед смертью вспоминал слова Евангелия и призывал имя Господне.

Слайд 28. Верующими становились многие бойцы, нередко рисковавшие своей жизнью. В одном из писем с фронта, характеризующем типичность ситуации того периода, солдат М.Ф. Черкасов писал домой матери: «Мама, я вступил в партию… Мама, помолись за меня Богу».

Духовные подвиги и примеры новомучеников, исповедников и подвижников благочестия русской Православной Церкви имели особое значение для православных христиан Советского Союза, миллионы которых участвовали в боевых операциях на фронте и в партизанских отрядах, трудились в тылу. Такая позиция Церкви была особенно важна в свете значительного роста православной веры в стране в годы войны как среди мирного населения, так и среди военнослужащих. Она создавала, по словам митрополита Алексия (впоследствии – патриарха Алексия I), «духовные условия победы». Православное духовенство благословляло на ратный труд воинов, молилось о даровании победы и, зачастую, само принимало участие в ратном деле, проявляя при этом беспримерное мужество и удивительную храбрость.

Презентация к докладу иером. Илариона (Мокина)