Воскресная Литургия в праздник Антипасхи и день памяти апостола Фомы
15 АПРЕЛЯ 2018 года
в Неделю 2-ю по Пасхе, в праздник Антипасхи и день памяти апостола Фомы
в Благовещенском соборе монастыря была совершена Божественная литургия св. Иоанна Златоуста. Её совершил игумен монастыря - архимандрит Александр (Лукин).
Проповедь перед Причастием произнёс иеромонах Антоний (Перов)
Антипасха, Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Апостольское чтение на Литургии
Деян.5:12-20. – Зачало 14 (140)
[Проповедь апостолов и чудеса; новое гонение]
[В те дни] руками апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса. Все они единодушно пребывали в [храмовом] притворе (портике, галерее) Соломона. Из посторонних же никто не осмеливался примыкать к ним, а народ их прославлял. Верующих в Господа становилось всё больше, множество мужчин и женщин; так что выносили больных на улицы и полагали на ложах и кроватях, чтобы хоть тень проходящего Петра осенила кого-нибудь из них.
Сходилось и множество народа из городов вокруг Иерусалима, неся больных и одержимых нечистыми духами; и все они исцелялись.
Тогда первосвященник и все его сторонники из партии саддукеев исполнились ревности, наложили руки на апостолов и заключили их в общественную тюрьму. Но ангел Господень ночью отворил двери тюрьмы и, выведя их, сказал: «Идите, станьте в Храме и говорите народу все слова этой жизни!»
Евангельское чтение на Литургии
Ин.20:19-31. – Зачало 65
[Явление Господа в день Воскресения и через неделю. Уверение Фомы]
В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из страха перед иудеями, — пришел Иисус, стал посредине, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, Он показал им и руки и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа.
Иисус же сказал им снова: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул, и говорит им: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец (Дидим), не был с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики говорили ему: «Мы видели Господа». Но он отвечал: «Пока не увижу на Его руках следы от гвоздей и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку – руку, никак не поверю!»
Через восемь дней Его ученики снова были вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал в середину и сказал: «Мир вам!» Затем говорит Фоме: «Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку! И перестань сомневаться, но верь!»[1]
«Господь мой и Бог мой!» – воскликнул Фома. «Ты поверил потому, что Меня увидел? – говорит ему Иисус. – Блаженны не увидевшие и поверившие!»
Много и других знамений сотворил Иисус перед Своими учениками, о которых не написано в этой книге. А об этом же написано для того, чтобы вы уверовали, что Иисус – это Христос (Мессия), Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
«Блаженны не видевшие…»
Вчера завершилась Светлая седмица, закрылись врата иконостаса и нам раздавали артос. Но празднование Воскресения Христова не закончилось: чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается, хотя и с меньшей торжественностью, еще 32 дня, т. е. до праздника Вознесения Господня. Каждая неделя от Пасхи до Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) посвящена воспоминанию определенного события евангельской и древнехристианской истории, – события, которое и сообщает этой неделе особое наименование в церковном календаре. Размышляя над их содержанием, мы глубже осознаем весь противоречивый и трагический смысл тех далеких лет, дней и часов, – верность и сомнение, любовь и ненависть, умудренность и простодушие. Эти темы вечны, как вечен трагизм человеческого бытия, преодолеваемый, – по слову апостола Павла, – «только верой».
Две ближайшие от Пасхи недели посвящены воспоминанию событий, непосредственно с ней связанных; темы же трех последующих возвращают нас к трём важным эпизодам евангельской истории, относящимся еще ко времени общественного служения Иисуса Христа. В этих спасительных деяниях – подготовительных ступенях к будущему Воскресению! – Он явственно открыл Своё Божественное достоинство и силу, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его «неверным» ученикам уяснить их истинный смысл. Этим и определяется их место в календаре – между Пасхой и Троицей.
Сегодняшняя, вторая, «неделя» (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей Фоминой[2] (первой «неделей» считается сам День Пасхального Воскресения). На Литургии читается Евангелие от Иоанна (20 глава). Первую часть этого чтения мы уже слышали во время Пасхальной вечерни[3], и в нём прозвучали слова недоверия и сомнения. Сегодня они ещё раз повторяются, затем следует на них «ответ» и укоризненные слова Иисуса Христа апостолу Фоме: «Ты поверил потому, что Меня увидел? Блаженны (счастливы) не видевшие и поверившие!»
Разумеется, эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого. Кажется невероятным, чтобы Фома и его товарищи могли проявлять такую неверность Своему Учителю: ведь Он не только определенно говорил им (и не раз!) о том, что должно произойти, но даже призвал к Себе в «свидетели» двух самых авторитетных праведников – Моисея и Илию – во время знаменательного преображения на горе Фавор. (Не будем забывать, что это событие, в котором Сын Божий явил Себя Владыкой жизни и смерти, заранее уверяя апостолов в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением, – произошло весной, незадолго до страданий, а совсем не в августе!) Но это так: апостолы в страхе бежали из Гефсиманского сада, Петр малодушно отрекся от Учителя, а разочарованные Лука и Клеопа уходили из Иерусалима, хотя уже слышали (!) об опустевшем гробе (Лк.24:21-24)… Они были обыкновенными людьми, воспитанными в традиции, считавшей Мессию прежде всего земным царем-воителем, и подлинный смысл Его пришествия дался им не сразу.
С Фоминым воскресеньем связана ещё одна традиция. В Древней Церкви было принято, чтобы люди[4], крестившиеся в Великую Субботу, в Фомино воскресенье снимали с себя всенародно ту белую одежду (символ духовного рождения и чистоты), которую они носили всю Светлую седмицу, и отдавали на хранение в церковную ризницу. Поэтому и сам этот день назывался на Западе «Воскресеньем в белых (одеждах)», Dominica in albis; а на Востоке «Новым Воскресеньем», – в знак того, что праздник новокрещённых завершается, и начинается их новая и многотрудная жизнь в христианском звании.
Во вторник Фоминой седмицы (девятый день по Пасхе) совершается пасхальное поминовение усопших, которым Православная Церковь возглашает радостную весть о Воскресении Господа, победившего смерть и тление. Истинный Бог – «Бог не мёртвых, а живых. Для Него все живы», – напоминает Христос не только Своим современникам, но и всем нам (Лк.20:38). Потому и день этот именуется в церковном календаре Радоницей.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия