Литургия в день поминовения усопших

14 МАРТА 2020 года

в субботу 2-ой седмицы Великого поста, в день Поминовения усопших

в Благовещенском соборе совершилась Божественная литургия св. Иоанна Златоуста. Её возглавил игумен монастыря - архимандрит Александр (Лукин) в сослужении духовенства обители.

Проповедь перед Причастием произнёс иеродиакон Иосиф (Чупров)

По отпусте Литургии игумен совершил панихиду и произнёс проповедь.

Фото

Проповедь в субботу 2-й седмицы Великого поста

протоиерея Александра Глебова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня вторая суббота Великого Поста. И Церковь предлагает нам евангельское повествование об исцелении Господом Иисусом Христом прокаженного. Мы достаточно часто встречаем на страницах евангельской истории подобные рассказы о том, как Спаситель исцелял больных людей. Исцеление человека составляло очень существенную часть земного служения Христа. Господь никогда не пренебрегал физическим здоровьем людей. Он говорит: Я пришел исцелить всего человека.
Всего, значит, как человеческую душу, так и человеческое тело. И эти слова: «Я пришел исцелить всего человека» были не просто декларацией о намерениях. Господь всегда делами подтверждает то, о чем Он говорит, и то, что Он обещает людям. На страницах Евангелия мы встречаем во множестве свидетельства о чудесном исцелении Спасителем болящих людей.
Вот и сегодняшний рассказ об исцелении прокаженного.
Слово въ субботу 2-й недѣли Великаго поста, по причащеніи св. Таинъ
Проказа – страшное заболевание. Кожа человека покрывалась болячками, язвами, струпьями. Раны болели, кровоточили, гноились, чесались. Человек ни днем, ни ночью не находил себе покоя. И в то время ведь не было ни лекарств, ни средств, ни препаратов, чтобы как-то облегчить страдания, загасить боль и зуд. В подавляющем большинстве случаев человек, заболевший проказой, был обречен на медленную и мучительную смерть – он просто сгнивал заживо.
Но более того. Помимо физических страданий прокаженному приходилось испить до дна чашу моральных страданий и унижений. Дело в том, что, кроме своей мучительности, проказа была болезнь заразная. Она очень быстро распространялась. И поскольку никакой вакцины против нее не существовало, то оставалось только одно: изолировать прокаженного. Но изолировать не в лечебницу и не в санаторий, а заболевшего проказой просто выгоняли из города. А что в Палестине находилось за стенами городов и селений? Пустыня, песок, камни, отсутствие пищи и пресной воды, ночью нестерпимый холод, днем все выжигающее все солнце, от которого никуда не укрыться. Змеи, скорпионы, дикие звери – и все это перед лицом больного, беспомощного и беззащитного человека.
Прокаженные обычно сбивались в группы. Среди заболевших этой болезнью были люди совершенно разные: и мужчины, и женщины, и старики, дети, иногда целые семьи, заразившиеся друг от друга, вынуждены были покинуть свой дом и город, в котором они жили. Ведь действительно не каждая мать, видя, что ее ребенок заболевает, могла объявить об этом властям, зная, что за этим последует. А последует-то, его изгнание и, скорее всего, мучительная смерть. И в таких случаях нередко родители пытались без огласки, своими силами излечить ребенка, используя при этом все возможные и известные тогда способы. Они как бы до конца надеялись, что, может быть, он выздоровеет. Но чаще всего это приводило к тому, что они сами заражались и уже всей семьей покидали свой дом.
В пустыне прокаженные часто объединялись в своего рода общины. Так вместе, помогая друг другу, им было легче выжить, добыть себе пропитание или защитить себя от диких зверей, да и в общении все-таки была какая-то потребность. Люди-то ведь они были хоть и больные, но ведь не мертвые. А ни с кем больше, как между собой, они общаться не могли.
Известно, что ничто так не объединяет людей, как общее горе. Есть даже такое выражение: товарищ по несчастью. Вот почему-то «товарищ по счастью» мы не говорим, потому что такое крайне редко случается. Если ты счастлив, если ты успешен, если ты умен, богат, красив, здоров и благополучен, то друзей у тебя не будет. Потому что твое счастье и твой успех способны превратить самого близкого друга, иногда даже брата родного в завистника. А завистник – это всегда враг, предатель, клеветник. Ну в лучшем случае это прихлебатель, который под видом дружбы будет пользоваться твоей щедростью.
Но тогда это уже не друзья и не товарищи по счастью, и наверное единственные люди – это наши родители, которые горе и боль своих детей переживают острее, чем собственную боль, и счастью детей они радуются больше, чем своему. Хотя, правда, и здесь бывают всякие уродливые исключения.
Да, горе, страдание, несчастье уравнивают людей. И наверное среди прокаженных были разные люди: и знатные, и простолюдины, и богатые, и нищие, праведные и грешные. Общее горе, страшная болезнь уравняла их, сделала товарищами по несчастью.
Бывали случаи, что прокаженные выздоравливали, очищались. Тогда по закону больной должен был прийти к священнику, чтобы тот его осмотрел и вынес вердикт, здоров ли он или нет, может ли он вновь вернуться в свой дом и не опасно ли будет его появление для окружающих?
Помните рассказ о десяти прокаженных, которые попросили об исцелении? Христос отвечает им: Идите в город и покажитесь священнику. Тем самым Он как бы давал понять, что просьба их удовлетворена, и действительно, пока они шли до города, то полностью очистились.
И в сегодняшнем евангелии мы так же слышим об исцелении прокаженного. К тому же этот эпизод произошел не в пустыне и не в какой-то не населенной местности, как, скажем, бывало, когда Христос переходил из одного селения в другое, а в городе Капернауме. Видимо, этот прокаженный услышал о чудесах Христа, о том, что Он исцеляет неизлечимо больных и никому не отказывает, и на свой страх и риск пробрался в город и нашел Спасителя. Он упал перед Ним на колени и говорит: Ты ведь можешь меня очистить, стоит Тебе только захотеть. И Христос в ответ протянул руку, прикоснулся к нему и говорит: да, хочу, очистись. И произошло исцеление – смертельно больной стал абсолютно здоровым человеком.
Не случайно мы читаем это евангелие в Великом Посту. Потому что главная цель Поста — это очищение человека, очищение человеческой души.
Да, слава Богу, тело у нас более или менее в приличном состоянии. Но представляете себе, если бы наша душа была видна физическим зрением, как любой из наших телесных органов, что бы мы там увидели? Мы увидели бы раны, раны, которые мы наносим сами себе, и раны, которые нам наносят другие. Мы бы увидели много грязи, которая от количества и от времени превращается просто в гноящиеся струпы. И этой грязью являются наши грехи.
Грех, как и проказа, болезнь заразная. Ведь мы, совершая грех, очень часто вовлекаем в него и других людей. Распространяем болезнь своей души на окружающих и поражаем их. И как проказу, грех только человеческими усилиями излечить нельзя. Божественная благодать – вот единственная сила, которая в ответ на желание человека, прикасаясь к его душе, способна ее очистить и преобразить.
Когда мы поддаемся на искушение, колеблемся, совершить нам грех или нет, то дьявол как бы нашептывает нам, что страшного-то в этом ничего нет. Оглянись вокруг себя – все так делают, и все так живут, и вообще, ничто человеческое тебе не должно быть чуждо, и так далее, и тому подобное. И когда человек совершает грех, чувствует свою вину перед Богом, чувствует опустошение и боль, то дьявол ему говорит уже совершенно другое. Он говорит: Все. Вот это конец. Обратной дороги тебе уже нет. Господь тебя не примет. Ты – прокажен. Вот сиди в пустыне среди змей и жди своего конца. А может быть, чтобы не мучиться, сам себе его ускоришь?
И многие поддаются на эту уловку. И наконец, в состоянии уныния, и, как им кажется, безысходности, накидывают себе петлю на шею. Но Евангелие свидетельствует о совершенно обратном. Господь нам как бы говорит, что если ты даже споткнулся и упал, вставай и иди дальше. Не лежи, затопчут. Если ты совершил грех, нанес своей душе рану, покрыл ее грязью и струпьями, Я тебя очищу и исцелю. Даже если ты изгой, все отвернулись от тебя, пускай самые родные люди, то Я никогда от тебя не отвернусь.
Как замечательно сказал Господь еще в Ветхом Завете через пророка Исаию: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего, но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя».
Господь прикоснулся рукой к прокаженному, прикоснулся к тому, от которого все шарахались, и Своей Божественной силой и любовью даровал ему полное очищение и исцеление. А это значит, что в ответ на наше желание и на нашу веру Он не побрезгует прикоснуться Своей любовью к грязи нашей души, дабы ее исцелить и очистить. Аминь.