Текст Марины Дружковой
7 апреля Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Великий двунадесятый праздник посвящен воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого пророка Иоанна Предтечи. «Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста…» воспевает Святая Церковь в начале службы праздника Благовещения. Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов.
Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева – Преблагословенная Отроковица Мария — достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия.
Пречистая Дева была обручена с праведным 80-летним старцем Иосифом из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Святые отцы Церкви: Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы диавола, врага рода человеческого, скрыв от него таким образом, что Она — Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исаия: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит «с нами Бог» (Ис 7:4). Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится стать Матерью Бога. Всем сердцем Пресвятая Дева хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. Она даже не допускала мысль, что станет Ею Сама.
Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. А святитель Филарет Московский называет событие Благовещения началом нового творения мира. Подобно тому, как Господь Бог привел к бытию вселенную творческим повелением: «Да будет», Пресвятая Дева смиренным ответом: «Да будет мне по слову Твоему» дала согласие на воссоздание человека и мира.
В церковных песнопениях Благовещение называется главизной, началом спасения. Весть о явлении Мессии, о скором спасении укрепила надежду многих людей на восстановление общения с Богом и наследование Царства Небесного. И сегодня христианство несет благую весть о Спасителе и дарит надежду разуверившемуся и страдающему человечеству.
Недаром Благовещение тождественно Евангелию, недаром икона Благовещения размещается на Царских вратах иконостаса православных храмов. Ибо как спасение, возвещенное Архангелом, а впоследствии и четырьмя евангелистами, открыло людям врата Царства Небесного, точно так же на земле Царство Божие, Божественная жизнь являются людям из Царских врат в главном таинстве Церкви — Евхаристии.