Воскресная Литургия в праздник Антипасхи и день памяти апостола Фомы

15 АПРЕЛЯ 2018 года

в Неделю 2-ю по Пасхе, в праздник Антипасхи и день памяти апостола Фомы 

в Благовещенском соборе монастыря была совершена Божественная литургия св. Иоанна Златоуста. Её совершил игумен монастыря - архимандрит Александр (Лукин).

Проповедь перед Причастием произнёс иеромонах Антоний (Перов)

Фото

Антипасха, Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии
Деян.5:12-20. – За­ча­ло 14 (140)

[Про­по­ведь апо­сто­лов и чу­де­са; но­вое го­не­ние]

[В те дни] ру­ка­ми апо­сто­лов со­вер­ша­лись в на­ро­де мно­гие зна­ме­ния и чу­де­са. Все они еди­но­душ­но пре­бы­ва­ли в [храмо­вом] при­тво­ре (пор­ти­ке, га­ле­рее) Со­ло­мо­на. Из по­сто­рон­них же ни­кто не осме­ли­вал­ся при­мы­кать к ним, а на­род их про­слав­лял. Ве­ру­ю­щих в Гос­по­да ста­но­ви­лось всё боль­ше, мно­же­ство муж­чин и жен­щин; так что вы­но­си­ли боль­ных на ули­цы и по­ла­га­ли на ло­жах и кро­ва­тях, чтобы хоть тень про­хо­дя­ще­го Пет­ра осе­ни­ла ко­го-ни­будь из них.

Схо­ди­лось и мно­же­ство на­ро­да из го­ро­дов во­круг Иеру­са­ли­ма, неся боль­ных и одер­жи­мых нечи­сты­ми ду­ха­ми; и все они ис­це­ля­лись.

То­гда пер­во­свя­щен­ник и все его сто­рон­ни­ки из пар­тии сад­ду­ке­ев ис­пол­ни­лись рев­но­сти, на­ло­жи­ли ру­ки на апо­сто­лов и за­клю­чи­ли их в об­ще­ствен­ную тюрь­му. Но ан­гел Гос­по­день но­чью от­во­рил две­ри тюрь­мы и, вы­ве­дя их, ска­зал: «Иди­те, стань­те в Хра­ме и го­во­ри­те на­ро­ду все сло­ва этой жиз­ни!»

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии
Ин.20:19-31. – За­ча­ло 65

[Яв­ле­ние Гос­по­да в день Вос­кре­се­ния и через неде­лю. Уве­ре­ние Фо­мы]

В тот же пер­вый день неде­ли, ве­че­ром, ко­гда две­ри до­ма, где со­бра­лись уче­ни­ки Его, бы­ли за­пер­ты из стра­ха пе­ред иуде­я­ми, — при­шел Иисус, стал по­сре­дине, и го­во­рит им: «Мир вам!» Ска­зав это, Он по­ка­зал им и ру­ки и бок. Уче­ни­ки об­ра­до­ва­лись, уви­дев Гос­по­да.

Иисус же ска­зал им сно­ва: «Мир вам! как по­слал Ме­ня Отец, так и Я по­сы­лаю вас». Ска­зав это, ду­нул, и го­во­рит им: «При­ми­те Ду­ха Свя­то­го. Ко­му про­сти­те гре­хи, то­му про­стят­ся; на ком оста­ви­те, на том оста­нут­ся».

Фо­ма же, один из Две­на­дца­ти, на­зы­ва­е­мый Близ­нец (Дидим), не был с ни­ми, ко­гда при­хо­дил Иисус. Дру­гие уче­ни­ки го­во­ри­ли ему: «Мы ви­де­ли Гос­по­да». Но он от­ве­чал: «По­ка не уви­жу на Его ру­ках сле­ды от гвоз­дей и не вло­жу в эти ра­ны па­лец, а в ра­ну на бо­ку – ру­ку, ни­как не по­ве­рю!»

Через во­семь дней Его уче­ни­ки сно­ва бы­ли вме­сте, на этот раз с ни­ми был и Фо­ма. Дверь бы­ла за­пер­та. Иисус во­шел, стал в се­ре­ди­ну и ска­зал: «Мир вам!» За­тем го­во­рит Фо­ме: «Про­тя­ни сю­да па­лец и по­смот­ри на Мои ру­ки. Про­тя­ни ру­ку, вло­жи ее в ра­ну на бо­ку! И пе­ре­стань со­мне­вать­ся, но верь!»[1]

«Гос­подь мой и Бог мой!» – вос­клик­нул Фо­ма. «Ты по­ве­рил по­то­му, что Ме­ня уви­дел? – го­во­рит ему Иисус. – Бла­жен­ны не уви­дев­шие и по­ве­рив­шие!»

Мно­го и дру­гих зна­ме­ний со­тво­рил Иисус пе­ред Сво­и­ми уче­ни­ка­ми, о ко­то­рых не на­пи­са­но в этой кни­ге. А об этом же на­пи­са­но для то­го, чтобы вы уве­ро­ва­ли, что Иисус – это Хри­стос (Мес­сия), Сын Бо­жий, и, ве­руя, име­ли жизнь во имя Его.

«Бла­жен­ны не ви­дев­шие…»

Вче­ра за­вер­ши­лась Свет­лая сед­ми­ца, за­кры­лись вра­та ико­но­ста­са и нам раз­да­ва­ли арт­ос. Но празд­но­ва­ние Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва не за­кон­чи­лось: че­ство­ва­ние это­го ве­ли­чай­ше­го в ми­ро­вой ис­то­рии со­бы­тия про­дол­жа­ет­ся, хо­тя и с мень­шей тор­же­ствен­но­стью, еще 32 дня, т. е. до празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Каж­дая неде­ля от Пас­хи до Пя­ти­де­сят­ни­цы (Дня Свя­той Тро­и­цы) по­свя­ще­на вос­по­ми­на­нию опре­де­лен­но­го со­бы­тия еван­гель­ской и древ­не­хри­сти­ан­ской ис­то­рии, – со­бы­тия, ко­то­рое и со­об­ща­ет этой неде­ле осо­бое на­име­но­ва­ние в цер­ков­ном ка­лен­да­ре. Раз­мыш­ляя над их со­дер­жа­ни­ем, мы глуб­же осо­зна­ем весь про­ти­во­ре­чи­вый и тра­ги­че­ский смысл тех да­ле­ких лет, дней и ча­сов, – вер­ность и со­мне­ние, лю­бовь и нена­висть, умуд­рен­ность и про­сто­ду­шие. Эти те­мы веч­ны, как ве­чен тра­гизм че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, пре­одоле­ва­е­мый, – по сло­ву апо­сто­ла Пав­ла, – «толь­ко ве­рой».

Две бли­жай­шие от Пас­хи неде­ли по­свя­ще­ны вос­по­ми­на­нию со­бы­тий, непо­сред­ствен­но с ней свя­зан­ных; те­мы же трех по­сле­ду­ю­щих воз­вра­ща­ют нас к трём важ­ным эпи­зо­дам еван­гель­ской ис­то­рии, от­но­ся­щим­ся еще ко вре­ме­ни об­ще­ствен­но­го слу­же­ния Иису­са Хри­ста. В этих спа­си­тель­ных де­я­ни­ях – под­го­то­ви­тель­ных сту­пе­нях к бу­ду­ще­му Вос­кре­се­нию! – Он яв­ствен­но от­крыл Своё Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство и си­лу, но лишь со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха в День Пя­ти­де­сят­ни­цы поз­во­ли­ло Его «невер­ным» уче­ни­кам уяс­нить их ис­тин­ный смысл. Этим и опре­де­ля­ет­ся их ме­сто в ка­лен­да­ре – меж­ду Пас­хой и Тро­и­цей.

Се­го­дняш­няя, вто­рая, «неде­ля» (вос­кре­се­нье) по Па­схе име­ну­ет­ся Неде­лей Фо­ми­ной[2] (пер­вой «неде­лей» счи­та­ет­ся сам День Пас­халь­но­го Вос­кре­се­ния). На Ли­тур­гии чи­та­ет­ся Еван­ге­лие от Иоан­на (20 гла­ва). Первую часть это­го чте­ния мы уже слы­ша­ли во вре­мя Пас­халь­ной ве­чер­ни[3], и в нём про­зву­ча­ли сло­ва недо­ве­рия и со­мне­ния. Се­го­дня они ещё раз по­вто­ря­ют­ся, за­тем сле­ду­ет на них «от­вет» и уко­риз­нен­ные сло­ва Иису­са Хри­ста апо­сто­лу Фо­ме: «Ты по­ве­рил по­то­му, что Ме­ня уви­дел? Бла­жен­ны (счаст­ли­вы) не ви­дев­шие и по­ве­рив­шие!»

Ра­зу­ме­ет­ся, эти сло­ва об­ра­ще­ны не толь­ко к апо­сто­лу, но и ко всем нам. Они на­по­ми­на­ют, что на­сто­я­щая ве­ра об­ла­да­ет ду­хов­ным зре­ни­ем, про­ни­ка­ю­щим через за­ве­су ви­ди­мо­го и ося­за­е­мо­го. Ка­жет­ся неве­ро­ят­ным, чтобы Фо­ма и его то­ва­ри­щи мог­ли про­яв­лять та­кую невер­ность Сво­е­му Учи­те­лю: ведь Он не толь­ко опре­де­лен­но го­во­рил им (и не раз!) о том, что долж­но про­изой­ти, но да­же при­звал к Се­бе в «сви­де­те­ли» двух са­мых ав­то­ри­тет­ных пра­вед­ни­ков – Мо­и­сея и Илию – во вре­мя зна­ме­на­тель­но­го пре­об­ра­же­ния на го­ре Фа­вор. (Не бу­дем за­бы­вать, что это со­бы­тие, в ко­то­ром Сын Бо­жий явил Се­бя Вла­ды­кой жиз­ни и смер­ти, за­ра­нее уве­ряя апо­сто­лов в том, что близ­кие стра­да­ния – не по­ра­же­ние и по­зор, но по­бе­да и сла­ва, увен­чан­ная Вос­кре­се­ни­ем, – про­изо­шло вес­ной, неза­дол­го до стра­да­ний, а со­всем не в ав­гу­сте!) Но это так: апо­сто­лы в стра­хе бе­жа­ли из Геф­си­ман­ско­го са­да, Петр ма­ло­душ­но от­рек­ся от Учи­те­ля, а разо­ча­ро­ван­ные Лу­ка и Клео­па ухо­ди­ли из Иеру­са­ли­ма, хо­тя уже слы­ша­ли (!) об опу­стев­шем гро­бе (Лк.24:21-24)… Они бы­ли обык­но­вен­ны­ми людь­ми, вос­пи­тан­ны­ми в тра­ди­ции, счи­тав­шей Мес­сию преж­де все­го зем­ным ца­рем-во­и­те­лем, и под­лин­ный смысл Его при­ше­ствия дал­ся им не сра­зу.

С Фо­ми­ным вос­кре­се­ньем свя­за­на ещё од­на тра­ди­ция. В Древ­ней Церк­ви бы­ло при­ня­то, чтобы лю­ди[4], кре­стив­ши­е­ся в Ве­ли­кую Суб­бо­ту, в Фо­ми­но вос­кре­се­нье сни­ма­ли с се­бя все­на­род­но ту бе­лую одеж­ду (сим­вол ду­хов­но­го рож­де­ния и чи­сто­ты), ко­то­рую они но­си­ли всю Свет­лую сед­ми­цу, и от­да­ва­ли на хра­не­ние в цер­ков­ную риз­ни­цу. По­это­му и сам этот день на­зы­вал­ся на За­па­де «Вос­кре­се­ньем в бе­лых (одеж­дах)», Dominica in albis; а на Во­сто­ке «Но­вым Вос­кре­се­ньем», – в знак то­го, что празд­ник но­во­кре­щён­ных за­вер­ша­ет­ся, и на­чи­на­ет­ся их но­вая и мно­го­труд­ная жизнь в хри­сти­ан­ском зва­нии.

Во втор­ник Фо­ми­ной сед­ми­цы (де­вя­тый день по Па­схе) со­вер­ша­ет­ся пас­халь­ное по­ми­но­ве­ние усоп­ших, ко­то­рым Пра­во­слав­ная Цер­ковь воз­гла­ша­ет ра­дост­ную весть о Вос­кре­се­нии Гос­по­да, по­бе­див­ше­го смерть и тле­ние. Ис­тин­ный Бог – «Бог не мёрт­вых, а жи­вых. Для Него все жи­вы», – на­по­ми­на­ет Хри­стос не толь­ко Сво­им совре­мен­ни­кам, но и всем нам (Лк.20:38). По­то­му и день этот име­ну­ет­ся в цер­ков­ном ка­лен­да­ре Ра­до­ни­цей.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия